УМОЛЯЮ 2. Напишите основные признаки классицизма
НЕДОРОСЛЬ ДЕЙСТВИЕ 4 ЯВЛЕНИЕ 8
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью. Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать. Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так
19
знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи:
повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это? Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
для тургенева природа – главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. лес, в котором «лепечут статные осины» , «могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы» , да необозримая степь – это главные стихии, определяющие в «записках охотника» национальные черты человека. это совершенно соответствует общей тональности цикла. подлинным спасением для людей оказывается природа. если в первом очерке-прологе повествователь просил обратить внимание на мужиков, то заключительный рассказ является лирическим признанием автора в любви к природе.
в "записках охотника" сталкиваются и спорят друг с другом две россии: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая - с другой. и все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к этим двум полюсам - "мертвому" или "живому".
живой, целостный образ народной россии увенчивает в книге тургенева природа. лучшие герои "записок охотника" не просто изображаются "на фоне" природы, а выступают как продолжение ее стихий: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная акулина в "свидании", из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура бирюка. тургенев изображает в "записках охотника" скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.
объяснение:
в своем удивительном романе в стихах «евгений онегин» пушкин полно и красочно отобразил свою современность. большое место он уделил описанию двух столиц россии – москвы и петербурга.
начинается роман с описания жизни евгения онегина, представителя петербургского высшего света. онегин родился и вырос в петербурге, вел образ жизни, присущий столичной дворянской молодежи.
высший свет петербурга совершенно непритязателен. в нем ценится лишь поверхностная способность произвести приятное впечатление. глубже никто заглядывать не собирается. я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям:
он по-французски совершенно
мог изъясняться и писал;
легко мазурку танцевал
и кланялся непринужденно;
чего ж вам больше? свет решил,
что он умен и мил.
евгений онегин ведет богемный образ жизни: , прогулки по невскому проспекту, посещение театров. в лирических отступлениях автор говорит о петербургской культурной жизни:
театр уж полон; ложи блещут;
партер и кресла - все кипит;
в райке нетерпеливо плещут,
и, взвившись, занавес шумит.
я думаю, важно заметить, что пушкин изображает лишь внешний облик петербурга. он показывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по-французски, разъезжает по и праздникам. что же касается души, то светское общество ею мало интересуется. больше того, почти никто из петербуржских дворян в нее и не верит, не задумывается об этом.
светская жизнь петербурга интенсивна и ярка. она насыщена «вихрем событий»: «три дома на вечер зовут: там будет , там детский праздник». петербургские франты, такие, как евгений онегин, проводят свою жизнь в этом «вихре», бездумно прожигая ее.
пушкин подробно описывает реальные места в петербурге, которые были популярными среди дворян. все эти места посещает онегин. это и французский ресторан talon, где
roast-beef окровавленный,
и трюфли, роскошь юных лет,
французской кухни лучший цвет,
и страсбурга пирог нетленный
меж сыром лимбургским живым
и ананасом золотым.
это и театр, это и невский бульвар.
москва описана пушкиным столь же подробно. семейство лариных везет татьяну на ярмарку невест, где она, в итоге, находит себе мужа. уже в самом начале седьмой главы поэт описывает все московские достопримечательности. это и петровский замок, котором прятался наполеон от , тверская улица, многочисленные церкви, которыми так знаменита была москва:
но вот уж близко. перед ними
уж белокаменной москвы,
как жар, крестами золотыми
горят старинные главы.
показательна и московская жизнь татьяны. она просыпается ранним утром: ее будит «ранний звон колоколов». затем целый день героиня проводит в визитах. татьяна навещает свою московскую родню, ездит на .
московское дворянство мало чем отличается от провинциального. все те маски-лица, те же пустые разговоры, то же мелкое тщеславье. татьяна и здесь себя чувствует неуютно.
пушкин признается в любви к москве, в которой и сам он нашел свое счастье:
как часто в горестной разлуке,
в моей судьбе,
москва, я думал о тебе!
как много в этом звуке
для сердца слилось!
как много в нем отозвалось…
москва и петербург – два города, которые пушкин описал с большой точностью и подробно. автор в своем романе создал «энциклопедию» этих городов, достоверно преподнеся нам их жизнь.