УМОЛЯЮ СОЧ Укажите жанр произведения Р. Брэдбери «Зеленое утро»
A) Фантастическая повесть.
B) Фантастический рассказ.
C) Пейзажная лирика.
D) Приключенческая повесть.
[1].
2. Для чего нужны были маралы Алексею Карпычу
A) Для создания заповедника, охраны редких животных.
B) Ловля и продажа в зоопарки.
C) Ради ценных рогов.
D) Ради мяса, которое шло на продажу.
[1].
3. Основная тема стихотворений С. Есенина
A) Родина.
B) Любовь.
C) Природа.
D) Война и революция.
[1].
Задание 2 . Внимательно прочитайте стихотворение А.А. Фета « Какая ночь! Как воздух чист…». ответьте на вопрос, заполните таблицу.
Основная мысль стихотворения:( )
Художественные средства: ( )
А) Как серебристый дремлет лист
Б) Как безмятежно спит залив
В) Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Г) Как тишиною грудь полна!
[5]
Задание 3. ответьте на вопросы, закончив предложения ( ):
А) У. Блейк в своем стихотворении «Тигр, о тигр!» изображает тигра
Б) Противостояние человека и природы в стихотворении О. Сулейменова «Волчата» выражается в
Анализ и интерпретация
Задание 4: Проанализируйте отрывок из рассказа «Зеленое утро». Озаглавьте, определите тему, идею отрывка. Какую роль играет этот эпизод в произведении? Что нового дает в понимании героя? Какая мысль передается повтором слова «дождь»? Охарактеризуйте языковые средства отрывка? Для чего автор их использует? Ваше отношение к прочитанному?
уже тридцать дней, и за это время он ни разу не оглянулся назад. Оглянуться - означало бы потерять веру. Сушь стояла невиданная, семена едва ли дали ростки. Может, все, что он затеял, ради чего целый месяц трудился, не разгибая спины, напрасно. Он смотрел только вперед, когда шагал под жарким солнцем по дну широкой долины, все дальше от Первого Города, и надеялся на дождь.
Над голыми, иссушенными солнцем вершинами клубились облака, и он натянул на себя одеяло. Марс непредсказуем, как само время. Он чувствовал, как раскаленные вершины отдают тепло холодному воздуху ночи, и думал о тучной, черной, как чернила, марсианской почве, такой черной и блестящей, что, казалось, она оживет и зашевелится, если зажать ее в ладони. Она так плодородна, что, если посадить на ней бобы, стебли будут гигантского роста, а из лопнувших стручков на землю, как ядра, будут падать зерна невиданной величины, сотрясая все вокруг.
Костер, затухая, спрятался в золу. Воздух дрогнул от грохота далекой колесницы. Гром. Неожиданно потянуло речной прохладой. "Сегодня ночью", - подумал он и высвободил руку из-под одеяла, чтобы проверить, не пошел ли дождь. - Сегодня ночью."
Что-то легонько ударило по лбу, и он проснулся.
Струйка влаги сбежала по носу и смочила губы. Еще одна капля попала прямо в глаз и на миг ослепила, другая ударила по подбородку.
Дождь.
Прохладный, ласковый, неторопливый, он падал с неба, как живительный эликсир, пахнущий колдовством и звездами, свежим воздухом и пряным ароматом прибитой дождем пыли, легкий на вкус, как доброе вино.
Дождь.
Он сел. Одеяло сползло с плеч, и синяя холщовая рубаха мигом потемнела на спине. А дождь набирал силу, капли становились все тяжелее. По костру будто кто-то заплясал, да так лихо, что вскоре от него осталась лишь сердито шипящая струйка дыма. Шел дождь. Огромный купол небосвода треснул и раскололся на шесть темно-голубых осколков, посыпавшихся вниз, будто разбили прекрасную, покрытую глазурью вазу. При вспышке молнии он увидел мириады дождевых капель, кристаллами застывших в воздухе, словно ждущих, что их запечатлеет невидимый фотограф. А потом темнота и шум дождя.
Он промок до нитки, но продолжал сидеть, подставив лицо дождю, и смеялся, наслаждаясь тем, как капли бьют по его сомкнутым векам. Наконец, довольный, он хлопнул в ладоши, вскочил и обошел свой маленький лагерь. Был час ночи.
Дождь шел без малого два часа, а потом прекратился. Высыпали звезды, чистые, умытые и такие яркие, каких еще не бывало.
Переодевшись во все сухое, Бенджамин Дрисколл снова улегся и, счастливый, уснул.
( )
Оценка и сравнительный анализ
Задание 5: Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (объем 100-150 слов). Выразите своё отношение к прочитанному, воспользуйтесь изобразительными средствами языка, приводите цитаты.
1) Напишите сочинение по картине Б.Д. Кустодиева «Зима» (стр.192,вкладка), включив в описание строки из стихотворений А. Пушкина, изученных в этом году.
2) Уроки природы в произведениях писателей мира (на примерах произведений, прочитанных во 2 четверти)
3) Спешите делать добрые дела! (По рассказу Р. Брэдбери «Зеленое утро» и др.)
4) Трагедия взаимоотношений человека и животного в рассказе А. Новоселова «Санькин марал».
[ ]
II. Уроки французского языка. (Мальчик хорошо учился и в райцентре. По всем предметам, кроме французского, у него были пятерки. С французским он не ладил из-за произношения. Мальчик легко запоминал французские слова и обороты, но произносил их «на манер деревенских скороговорок». Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, «бессильно морщилась и закрывала глаза».)
III. Доброе и чуткое отношение Лидии Михайловны к своему ученику. (Мальчик начал играть на деньги в «чику», чтобы иметь возможность каждый день покупать пол- литровую банку молока. Но мальчишки, с которыми он играл, жестоко избили его. Когда Лидия Михайловна узнала, что ее ученик играет на деньги, то не повела его к директору, а решила поговорить с ним. Выяснив, что мальчик играете «чику», чтобы купить банку молока, она захотела ему.)
IV. Уроки Лидии Михайловны — уроки доброты.
1. Занятия в доме учительницы. (Пытаясь покормить голодного ученика, Лидия Михайловна пригласила его домой заниматься французским языком. Но эти уроки никакой пользы не приносили: забившись в угол, он не мог дождаться, когда его отпустят домой. Закончив занятия, Лидия Михайловна приглашала мальчика к столу, но тот отказывался и убегал. После нескольких попыток учительница, отчаявшись, перестала приглашать его к столу.)
2. Посылка с макаронами. (Лидия Михайловна не могла спокойно смотреть, как голодает ее ученик. Она прислала ему посылку. Но содержимое посылки — макароны и гематоген, которых в деревне днем с огнем не сыскать, выдали ее с головой. Лидия Михайловна просит своего ученика забрать посылку: «Пожалуйста, возьми. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться». Но гордость нё позволяет мальчику принять столь щедрый подарок.) -
3. Игра с учительницей в «замеряшки». (Желание ученику, который недоедает и мечтает о кружке молока, не покидало Лидию Михайловну ни на минуту. Она предложила ему играть в «замеряшки» на деньги. Мальчик не замечал, что учительница подыгрывает ему. Он был счастлив. Наконец-то у него появилась возможность каждый день пить молоко! Директор, узнав об этой игре, увольняет
Лидию Михайловну. В середине зимы мальчик получил посылку: в ней были макароны и три больших яблока. Посылку прислала Лидия Михайловна.) V. Уроки доброты — уроки жизни. (Уроки, которые преподала своему ученику Лидия
Михайловна, — это уроки доброты, сострадания, сочувствия. Они на всю жизнь
остались в сердце мальчика. И, став писателем, он поведал о них людям.)
Подробнее: В чем состояли уроки учительницы Лидии Михайловны? (по рассказу В. Распутина «Уроки французского») ПЛАН - 6 класс - Русский язык и литература - Сочинения | ЕГЭ
Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.
Значение: показать всю закомплексованность героя и показать читателю к чему приводит неблагоразумная и необдуманная покупка
Идея: протест против "футлярной" жизни, или, говоря словами самого писателя, стремление показать, что «всё, что напутали, что настроили, чем загородили себя люди, всё нужно выбросить, чтобы почувствовать жизнь, войти в первоначальное, простое отношение к ней» .