Теория литературы – наука о законах художественного словесного творчества, о законах исторического развития литературы, о построения поэтических, прозаических и драматургических произведений, о природе создаваемых писателями духовно-эстетических ценностей.
Теория литературы отвечает на вопросы, которые условно можно разделить на 4 группы:
1) Место и роль литературы в жизни общества, её положение в системе культуры; связь мировоззрения художника с его художественным методом, диалектика объективного и субъективного, личного и общественного в литературном творчестве; литература как отражение и преобразование действительности по законам искусства.
2) Общие закономерности исторического развития литературы в целом и её отдельных родов и видов; литературный процесс (направления, течения); новаторство и традиции; роль художественного таланта и творческой индивидуальности; закономерности восприятия литературных произведений.
3) Приёмы и принципы построения художественных произведений; общие законы стиля, композиции, сходства и различия стихов и прозы, отдельных жанров. Этот раздел теории литературы называется поэтикой. Он вооружает приёмами анализа художественного текста.
4) Литература как эстетическая ценность; живое и мёртвое в литературе; объективные критерии оценки литературных произведений и тенденций литературного процесса.
Другими словами, ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ, ПОНИМАНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ (ИНТЕРПРЕТАЦИИ) ПРОИЗВЕДЕНИЯ!
Жил-был бычок. И звали его Артоша. Артоша считал, что он – счастливый бычок. Он был крепок, стоек и вынослив. Очень любил солнечную погоду и вкусную еду, и считал, что у него нет времени на то, чтобы хандрить и вешать нос.
Из всех времен года Артоше больше всего нравилось лето. Летом он чувствовал себя свободно и привольно, а когда день становился короче и холоднее, то тихонечко бурчал себе под нос:
— Нет, мы так не договаривались! А где же свет и тепло?
Но в душе Артоша прекрасно понимал, что лето рано или поздно закончится, придет осень, а там и зима припорошит всю землю снегом. Будет морозно и холодно.
И вот, в один из морозных и холодных дней, Артоша вышел погулять. И сам не заметил, как оказался в лесочке, который начинался сразу за Хозяйским двором. Вдруг он увидел Бабу-Ягу.
— Ух ты, какой откормленный, — сказала она. – Как зовут тебя, бычок? И куда ты путь-дорогу держишь?
— Пошел зимой любоваться, — придумал на ходу бычок. – А то зима быстро пройдет, не успею на снег серебристый посмотреть, веселым сугробам удивиться.
— Около моей избушки на курьих ножках такие сугробы, каких ты никогда в жизни не видел, — ласково и приветливо сказала Баба-Яга.
Решил бычок посмотреть на эти сугробы. А заодно взглянуть и на избушку на курьих ножках. Такие необычные дома ему еще никогда не попадались. Артоша видел куриц на Хозяйском дворе на таких тонких ножках, что представить себе дом на подобных ногах было просто невозможно.
Долго шли бычок и Баба-Яга, и, наконец, пришли к избушке на курьих ножках. Дом Бабы-Яги оказался довольно крепким строением. А вот сугробы были самые обычные. Конечно, Баба-Яга заманила к себе бычка не для того, чтобы сугробами удивлять, а чтобы съесть его, и в самый что ни на есть праздник, в Новый Год.
Но Артоша и не подозревал, что Баба-Яга мечтает им полакомиться, ему хозяйка избы на курьих ножках понравилась.
А что?
Почтенная дама, в меру умная, в меру хитрая. А еще и смелая – живет в лесу одна, никого не боится. А когда Баба-Яга показала бычку, как она в ступе летает, то он зауважал ее ещё больше.
Бычок Артоша зла и коварства в жизни не знал, поэтому был очень открыт миру и слишком доверчив.
Баба-Яга угостила бычка тем, что в доме нашлось, и прилегла отдохнуть. А с Артошей заговорил сверчок, который жил за печкой.
— Ты – бычок, а я – сверчок. По секрету скажу тебе, Артоша, что Баба-Яга хочет тебя съесть. Почему? Потому что у нее натура такая – бабкаёжкинская: зажарить кого-нибудь и съесть! А тебя, бычок Артоша, между прочем, ждут дети на Новый год, потому что нынче Год быка, и дети совсем не хотят, чтобы тебя кто-то съел!
— А как мне отсюда выбраться, добрый сверчок? — испугался Артоша.
— Это непросто сделать, — сказал сверчок, — дорогу до Хозяйского двора ты сам не найдешь. Да и у Бабы-Яги кругом глаза да глазки — за тобой, да за двором наверняка присматривают. Сейчас я позову волшебную мышку Элику, может, она тебя проводит?
Элика согласилась проводить бычка, но только до Березовой рощи.
— Дальше я идти не могу, там не моя территория.
Артоша поблагодарил сверчка за все. А волшебная мышка Элика сделала Артошу невидимым, вывела его со двора Бабы-Яги и проводила до Березовой рощи. Там она вернула ему прежний вид. Артоша поблагодарил мышку Элику за и, грустный, сел на пенёк.
— Куда дальше идти?
Сжалилась Элика над бычком. Хлопнула она в свои волшебные ладошки, и немедленно прилетела синичка Лота. Элика попросила Лоту показать дорогу бычку, спешащему на Хозяйский двор. Синичка согласилась сопроводить бычка, но только до речки Серебринки.
— Дальше Серебринки я не летаю, — сказала синичка.
Бычок был рад и такой Он уже понял, что ему надо поторопиться, чтобы успеть на праздник Новый год. У Серебринки Артоша поблагодарил Лоту за Он старался не показать синичке своего тревожного настроения, но Лота догадалась сама, о чем переживает Артоша. Защебетала синичка, и, услышав ее щебет, на дорожку вышел большой и величественный лось Чанни
Теория литературы – наука о законах художественного словесного творчества, о законах исторического развития литературы, о построения поэтических, прозаических и драматургических произведений, о природе создаваемых писателями духовно-эстетических ценностей.
Теория литературы отвечает на вопросы, которые условно можно разделить на 4 группы:
1) Место и роль литературы в жизни общества, её положение в системе культуры; связь мировоззрения художника с его художественным методом, диалектика объективного и субъективного, личного и общественного в литературном творчестве; литература как отражение и преобразование действительности по законам искусства.
2) Общие закономерности исторического развития литературы в целом и её отдельных родов и видов; литературный процесс (направления, течения); новаторство и традиции; роль художественного таланта и творческой индивидуальности; закономерности восприятия литературных произведений.
3) Приёмы и принципы построения художественных произведений; общие законы стиля, композиции, сходства и различия стихов и прозы, отдельных жанров. Этот раздел теории литературы называется поэтикой. Он вооружает приёмами анализа художественного текста.
4) Литература как эстетическая ценность; живое и мёртвое в литературе; объективные критерии оценки литературных произведений и тенденций литературного процесса.
Другими словами, ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ, ПОНИМАНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ (ИНТЕРПРЕТАЦИИ) ПРОИЗВЕДЕНИЯ!
Жил-был бычок. И звали его Артоша. Артоша считал, что он – счастливый бычок. Он был крепок, стоек и вынослив. Очень любил солнечную погоду и вкусную еду, и считал, что у него нет времени на то, чтобы хандрить и вешать нос.
Из всех времен года Артоше больше всего нравилось лето. Летом он чувствовал себя свободно и привольно, а когда день становился короче и холоднее, то тихонечко бурчал себе под нос:
— Нет, мы так не договаривались! А где же свет и тепло?
Но в душе Артоша прекрасно понимал, что лето рано или поздно закончится, придет осень, а там и зима припорошит всю землю снегом. Будет морозно и холодно.
И вот, в один из морозных и холодных дней, Артоша вышел погулять. И сам не заметил, как оказался в лесочке, который начинался сразу за Хозяйским двором. Вдруг он увидел Бабу-Ягу.
— Ух ты, какой откормленный, — сказала она. – Как зовут тебя, бычок? И куда ты путь-дорогу держишь?
— Пошел зимой любоваться, — придумал на ходу бычок. – А то зима быстро пройдет, не успею на снег серебристый посмотреть, веселым сугробам удивиться.
— Около моей избушки на курьих ножках такие сугробы, каких ты никогда в жизни не видел, — ласково и приветливо сказала Баба-Яга.
Решил бычок посмотреть на эти сугробы. А заодно взглянуть и на избушку на курьих ножках. Такие необычные дома ему еще никогда не попадались. Артоша видел куриц на Хозяйском дворе на таких тонких ножках, что представить себе дом на подобных ногах было просто невозможно.
Долго шли бычок и Баба-Яга, и, наконец, пришли к избушке на курьих ножках. Дом Бабы-Яги оказался довольно крепким строением. А вот сугробы были самые обычные. Конечно, Баба-Яга заманила к себе бычка не для того, чтобы сугробами удивлять, а чтобы съесть его, и в самый что ни на есть праздник, в Новый Год.
Но Артоша и не подозревал, что Баба-Яга мечтает им полакомиться, ему хозяйка избы на курьих ножках понравилась.
А что?
Почтенная дама, в меру умная, в меру хитрая. А еще и смелая – живет в лесу одна, никого не боится. А когда Баба-Яга показала бычку, как она в ступе летает, то он зауважал ее ещё больше.
Бычок Артоша зла и коварства в жизни не знал, поэтому был очень открыт миру и слишком доверчив.
Баба-Яга угостила бычка тем, что в доме нашлось, и прилегла отдохнуть. А с Артошей заговорил сверчок, который жил за печкой.
— Ты – бычок, а я – сверчок. По секрету скажу тебе, Артоша, что Баба-Яга хочет тебя съесть. Почему? Потому что у нее натура такая – бабкаёжкинская: зажарить кого-нибудь и съесть! А тебя, бычок Артоша, между прочем, ждут дети на Новый год, потому что нынче Год быка, и дети совсем не хотят, чтобы тебя кто-то съел!
— А как мне отсюда выбраться, добрый сверчок? — испугался Артоша.
— Это непросто сделать, — сказал сверчок, — дорогу до Хозяйского двора ты сам не найдешь. Да и у Бабы-Яги кругом глаза да глазки — за тобой, да за двором наверняка присматривают. Сейчас я позову волшебную мышку Элику, может, она тебя проводит?
Элика согласилась проводить бычка, но только до Березовой рощи.
— Дальше я идти не могу, там не моя территория.
Артоша поблагодарил сверчка за все. А волшебная мышка Элика сделала Артошу невидимым, вывела его со двора Бабы-Яги и проводила до Березовой рощи. Там она вернула ему прежний вид. Артоша поблагодарил мышку Элику за и, грустный, сел на пенёк.
— Куда дальше идти?
Сжалилась Элика над бычком. Хлопнула она в свои волшебные ладошки, и немедленно прилетела синичка Лота. Элика попросила Лоту показать дорогу бычку, спешащему на Хозяйский двор. Синичка согласилась сопроводить бычка, но только до речки Серебринки.
— Дальше Серебринки я не летаю, — сказала синичка.
Бычок был рад и такой Он уже понял, что ему надо поторопиться, чтобы успеть на праздник Новый год. У Серебринки Артоша поблагодарил Лоту за Он старался не показать синичке своего тревожного настроения, но Лота догадалась сама, о чем переживает Артоша. Защебетала синичка, и, услышав ее щебет, на дорожку вышел большой и величественный лось Чанни