Урок-практикум М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО»
1.О каком историческом событии идет речь в стихотворении:
А) Отечественная война 1812 года
Б) Первая мировая война
В) Великая Отечественная война.
2.Военная специальность рассказчика:
А)артиллерист б)кавалерист в) пехотинец
3.Какой черты нет в старом рассказчике:
А) благородство Б) правдивость В) хвастовство
4.Изображение боя представляет собой:
А) описание Б) повествование В) рассуждение
5.На следующий день после боя русская армия была готова:
А) отступить Б) продолжить бой В) укрепить свои позиции
6. Какому персонажу принадлежит призыв: «Ребята! Не Москва ль за нами?»
А) старый солдат Б) драгун В) полковник
7.Какой изобразительный прием используется в строчках: «Французы двинулись, как тучи»; «носились знамена, как тени»:
А) сравнение Б) метафора В) антитеза
8. Основная мысль стихотворения «Бородино:
А) показать бессмысленность сражения, ведь все равно оставили Москву;
Б) рассказать о героизме народа, ничего не жалеющего для победы над врагом;
В) передать сожаление о потерях русской армии в Бородинском сражении.
9. Булат это…(Звучал булат, картечь визжала… Да жаль его – сражён булатом…)
а) стальное оружие;
б) военная музыка;
в) грохот пушек
10.Главный герой в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино?»
а) солдат-рассказчик;
б) полковник;
в) народ.
1). Какую жизненную философию утверждает Флягин в рассказе о попике-запивашке? (Человек во всяких обстоятельствах обязан «определиться», найти себе дело. Он молится за самоубийц, в которых видит бедных людей, не сумевших одолеть «борений жизни». Ведь сам Создатель повелевал «толцытеся», и попик нашёл быть полезным людям).
2). Какой ещё принцип своей жизненной философии излагает Флягин, рассказывая историю укрощения коня-людоеда?
3). Как заявляет автор повести о связи особенностей русского национального характера с географическими, т.е. природными, особенностями страны? (Бесконечная смена ландшафтов – от Каспия до Соловков – сливается с бесконечным богатством проявлений натуры странника Ивана Флягина. Противоречивые свойства его характера напоминают бесконечную смену пейзажей, описание различных видов видов образа жизни, мыслей народов России, различных событий, переживаемых людьми, и различными поступками и суждениями в разных ситуациях самого героя. Широта русского характера, как и его крайности, обусловлены самой природой).
4). Какие ещё приёмы раскрытия своеобразия русского национального характера использует автор? (Характер раскрывается и через описание внешнего вида героя.
Иван Флягин – богатырь («вверх по-гусарски закрученные усы»), но говорит он лениво. Он силён, но мягок и спокоен, одет в рясу (смирение).
Теме раболепного ( рабского ) поведения и посвящены два рассказа ,предложенных для сопоставления .Оба они повествуют о "маленьком человеке" ( эта тема тоже волновала писателя).Оба героя рассказов находятся на низшей ступени служебной лестницы ,Они мелкие чиновники ,которые добровольно готовы пресмыкаться и уничижаться перед высшими по чину людьми .Но этим сходство и ограничивается .
Разница же в том ,что Червяков (из рассказа"Смерть чиновника") виноват ,как он считает ,перед генералом : чихнул в театре тому на лысину .И нет ему теперь покоя ,он ходил извиняться перед генералом не раз .Надоел тому и был грубо изгнан из кабинета ( генерал не требовал извинений ,простил его тут же ) ,накричал лишь из - за назойливости Червякова А тот возьми и умри с горя .И смешно и грустно ."Как глубоко сидит в нас раб" - видимо ,это хотел внушить читателю великий Чехов .
В рассказе "Толстый и тонкий" ситуация не такая трагическая .Два школьных друга,встретившись случайно на вокзале , мило беседуют до тех пор ,пока тонкий не узнает ,что его школьный товарищ имеет очень высокий чин Тон тонкого меняется на угодливый .Он ничего не может сказать Исчезла гордость за сыновей и жену ,урождённую в дворянстве . Вместо напыщенного мелкого чиновника вдруг появился трусливо лебезящий человечишко .Толстый ,видя это ,махнул рукой и распрощался .
Таким образом ,мы понимаем ,что рабы бывают разные .Обидно Чехову ,что они раболепствуют без принуждения ,по доброй воле .