Установіть за характеристикою героїв їх належність до твору Т. Шевченка «Гайдамаки». а) «Не витерпів святої кари, / Упав, сердега. Пропадай, / Душа, без сповіді святої!»;
б) «…гнувся, бо не знав, / Не знав, сіромаха, що виросли крила, / Що небадостане, коли полетить»;
в) «А на ліжку … ох, аж душно! / Білі рученята / Розкидала, розкрилася… / Як квіточка в гаю, / Червоніє»;
г) «Довго, довго, сердешная, / Все йшла та питала; / Було й таке, що під тином / З сином ночувала»;
д) «Прости мене. Я каралась / Весь вік в чужій хаті… / Прости мене, мій синочку! / Я… я — твоя мати»;
е) «Лютий ворог України, / Голодна вовчиця».
Если проанализировать настроение, картины и изобразительно-выразительные средства текста, можно заметить, что главными образами, как и в стихотворении Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…», являются тучи, гром, молния и земля. Однако эти предметы и явления под пером поэта становятся одухотворёнными, оживают.
Предметный ряд стихотворения Я.П. Полонского (горы, тучи, скала, ночь, пустыня, молния, гром, эхо), а также глагольная лексика, состоящая почти из одних олицетворений (блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, засмеялось, сказалась стоном, вздохнула, не смели повторить удара, улеглись, обомлели), казалось бы, рисуют грозу, но читатель догадывается, что скала в иносказательной форме напоминает мать, а тучи — её поссорившихся детей.
Размышляя о стихотворении Я.П. Полонского, шестиклассники могут сделать выводы, что лирический пейзаж у поэта причудливый, необычный: горы, пустыня, скала горючая. В стихотворении много глаголов-олицетворений, которые делают изображённую картину живой и запоминающейся. Интересна и звуковая гамма. Читатель словно слышит звуки вечерней грозы в горах, которые создаются лексикой и аллитерациями. Развитие действия в стихотворении тяготеет к сюжетному повествованию. Оно похоже на маленький поэтический рассказ о ссорящихся тучах застонавшую скалу. Однако в образах природы поэт видит отражение человеческих отношений
Стихотворение богато выразительными поэтическими средствами:
- эпитеты: стройная чарующая лира; пышный храм; удар безвременный; великая потеря
- метафоры: разбита стройная чарующая лира; повержен жертвенник; разрушен пышный храм; холодный мрак сгустился над душой
- риторический вопрос: Оценим ли теперь великую потерю, горячая слеза найдется ль у кого?
- сравнения: навеки улетел соловушка от мира.
Последними строками стихотворения стала цитата из С.Надсона: "Пусть арфа сломана, аккорд еще рыдает, не говорите мне: он умер, он живёт!"
Стихотворный размер - ямб.