Врассказе фазиля искандера «тринадцатый подвиг геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в грузии. действие рассказа происходит во время войны. мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени адольф. главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с , смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение харлампий диогенович - учитель. к товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. он подмечает постоянное благополучие сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность алика комарова и угрюмость шурика авдеенко. но в классе у харлампия диогеновича нет любимчиков. смешным может оказаться каждый. и вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем. главный герой не справился с по . вместо того чтобы попросить у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока . когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил , то харлампий диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок . учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг геракла» , то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусос
«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», - этой мыслью, вложенной в уста старухи Изергиль, определяются герои романтических произведений Горького. Одни воплощают этот девиз в жизнь, другие отвергают
Сильный и смелый Данко совершает подвиг самопожертвования и любви во имя своего племени, выводя людей своего племени к свету. Он настоящий подвижник, отдавший свое сердце людям. Данко погибает, чтобы жить в благодарной памяти людей, в их песнях и легендах. Писатель с волнением и восторгом описывает кульминационный момент подвига: вырванное из груди сердце «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим великим факелом любви к людям, а тьма разлетелась от света его…» . Данко – это образ человека, который может осветить дорогу из душного болота дикости, совершить подвиг, «не прося… ничего в награду» . Бескорыстие людей подвига воспевает Горький в образе Данко. Подвиг горьковского героя еще и в том, что он взял на себя ответственность за людей, которые погибли бы от своей не к действию. Вот удивительно только, что люди этого подвига и не заметили. И даже нашелся осторожный человек, который «наступил на гордое сердце ногой» . Несмотря на это, Горький заставляет восхититься своим героем, поднимает его на недосягаемую высоту. Не случайно сюжет легенды о Данко соотносится и библейским.
Высоко предначертание человека – творить подвиги! И даже сила характера сына орла меркнет в сравнении с костром всеозаряющего сердца Данко. Ларра жесток и хищен в своем презрении к людям, которых он готов унизить и даже убить. Смел, дерзок и горд человек-птица. Однако смелость его направлена лишь на то, чтобы противопоставить себя племени. Происхождение этой смелости в желании быть «первым на земле» , в желании власти над людьми. А неуемная гордость его – это скорее гордыня индивидуалиста. Такой человек обречен на одиночество. И если однажды в порыве отчаяния он выхватит из груди свое сердце, то отпугнет оно людей ледяным холодом.
Каков будет выбор человека – жертвовать собой ради людей или противопоставлять себя людям – это решать человеку самому. А Горький прославляет в своих произведениях характеры смелые, сильные к самопожертвованию.
Сильный и смелый Данко совершает подвиг самопожертвования и любви во имя своего племени, выводя людей своего племени к свету. Он настоящий подвижник, отдавший свое сердце людям. Данко погибает, чтобы жить в благодарной памяти людей, в их песнях и легендах. Писатель с волнением и восторгом описывает кульминационный момент подвига: вырванное из груди сердце «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим великим факелом любви к людям, а тьма разлетелась от света его…» . Данко – это образ человека, который может осветить дорогу из душного болота дикости, совершить подвиг, «не прося… ничего в награду» . Бескорыстие людей подвига воспевает Горький в образе Данко. Подвиг горьковского героя еще и в том, что он взял на себя ответственность за людей, которые погибли бы от своей не к действию. Вот удивительно только, что люди этого подвига и не заметили. И даже нашелся осторожный человек, который «наступил на гордое сердце ногой» . Несмотря на это, Горький заставляет восхититься своим героем, поднимает его на недосягаемую высоту. Не случайно сюжет легенды о Данко соотносится и библейским.
Высоко предначертание человека – творить подвиги! И даже сила характера сына орла меркнет в сравнении с костром всеозаряющего сердца Данко. Ларра жесток и хищен в своем презрении к людям, которых он готов унизить и даже убить. Смел, дерзок и горд человек-птица. Однако смелость его направлена лишь на то, чтобы противопоставить себя племени. Происхождение этой смелости в желании быть «первым на земле» , в желании власти над людьми. А неуемная гордость его – это скорее гордыня индивидуалиста. Такой человек обречен на одиночество. И если однажды в порыве отчаяния он выхватит из груди свое сердце, то отпугнет оно людей ледяным холодом.
Каков будет выбор человека – жертвовать собой ради людей или противопоставлять себя людям – это решать человеку самому. А Горький прославляет в своих произведениях характеры смелые, сильные к самопожертвованию.