А3. Назовите основной мотив в творчестве М. Ю. Лермонтова. 3. одиночество.
А4. Какой эпиграф предпослан поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? 2. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
А5. Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Ревизор» 3. комедия.
А6. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? 1. ремарка .
А7. Каков тип композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»? 1. рассказ в рассказе.
А8. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»? 2. проблема чести, долга и милосердия.
А9. Ниже приведено высказывание одного из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»: «На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…». Кому принадлежат эти слова? 3. Хлестакову.
А10. Действие повести И. С. Тургенева «Ася» происходит 3. в Германии.
А11.Чей это портрет? «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.» 2. Пугачёва.
А12. Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»: 3. собирательный образ.
А13. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок. годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… а вот фамилии учителя …никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! 2. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
А14. Назовите жанр произведения А. И. Куприна «Куст сирени»» 4. рассказ .
Часть 2.
В1. Как называется картина природы в художественном произведении? ответ:Пейзаж.
В2. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф. И. Тютчева: Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась…. Укажите художественный приём, использованный поэтом. ответ:Олицетворение.
В3. Определите авторство стихотворного отрывка. И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… ответ:А.Блок.
В4. Укажите приём, использованный М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Тучи» (1840): Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. ответ:Сравнение.
В5. Определите размер стихотворения: Поле зыблется цветами… В небе льются света волны… Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. ответ:Хорей.
В6. Как называется литературный жанр драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим? ответ:Комедия.
В7. Назовите трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге. ответ:Дактиль.
В8. Укажите, какой художественный приём использовал А. А. Фет в выделенных словосочетаниях. Снова птицы летят издалёка К берегам, расторгающим лёд, Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт. ответ: Эпитеты.
В10. Определите авторство приведённого отрывка. Переправа, переправа… Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и правый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле. ответ:А.Твардовский.
Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории. Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе". В этом и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье; он - проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути. Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову? Пугачев такой свободой обладает не вполне, значит, он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не он управляет стихией и не стихия им; просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка "издателя" к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев узнал в толпе некогда им дворянина, "и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу"
А1. Определите жанр произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
1. роман.
А2. Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
2. капитан Миронов.
А3. Назовите основной мотив в творчестве М. Ю. Лермонтова.
3. одиночество.
А4. Какой эпиграф предпослан поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
2. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
А5. Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Ревизор»
3. комедия.
А6. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?
1. ремарка .
А7. Каков тип композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»?
1. рассказ в рассказе.
А8. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
2. проблема чести, долга и милосердия.
А9. Ниже приведено высказывание одного из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»:
«На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…».
Кому принадлежат эти слова?
3. Хлестакову.
А10. Действие повести И. С. Тургенева «Ася» происходит
3. в Германии.
А11.Чей это портрет?
«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.»
2. Пугачёва.
А12. Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»:
3. собирательный образ.
А13. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.
годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… а вот фамилии учителя …никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»!
2. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
А14. Назовите жанр произведения А. И. Куприна «Куст сирени»»
4. рассказ .
Часть 2.
В1. Как называется картина природы в художественном произведении?
ответ:Пейзаж.
В2. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф. И. Тютчева:
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась….
Укажите художественный приём, использованный поэтом.
ответ:Олицетворение.
В3. Определите авторство стихотворного отрывка.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
ответ:А.Блок.
В4. Укажите приём, использованный М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Тучи» (1840):
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
ответ:Сравнение.
В5. Определите размер стихотворения:
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
ответ:Хорей.
В6. Как называется литературный жанр драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим?
ответ:Комедия.
В7. Назовите трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
ответ:Дактиль.
В8. Укажите, какой художественный приём использовал А. А. Фет в выделенных словосочетаниях.
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
ответ: Эпитеты.
В9. Противопоставление образов, картин, слов, понятий.
ответ:Антитеза.
В10. Определите авторство приведённого отрывка.
Переправа, переправа…
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
ответ:А.Твардовский.
Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе". В этом и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье; он - проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути.
Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?
Пугачев такой свободой обладает не вполне, значит, он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не он управляет стихией и не стихия им; просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка "издателя" к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев узнал в толпе некогда им дворянина, "и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу"