По-моему, м. ю. лермонтов это один самых величайших поэтов россии, который стал достойным преемником пушкина. его лирика - патриотическая, романтическая и просто красивая. он начал рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как "парус" и "два великана". он сделал огромный вклад в . и только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта. в отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия лермонтова обращена в будущее. вера в людей, в лучшую жизнь ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. поэзии лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения. отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики лермонтова. они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности. лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма. лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. его творчество вызывало страстные споры. современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик лермонтова и в дальнейшем. лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “мцыри” и “демон”, “герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения не только отечественной, но и мировой . за двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил и продолжил дело великого стихотворца – пушкина, став с ним вровень. какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений .
Именно в лирике наиболее полно отразились основные творческие интересы писателя, его идейные и художественные искания, факты личной биографии и «биографии» его поколения. Лермонтов, в отличие от многих русских писателей, не писал критических статей, рецензий и теоретических работ. Его представления о поэте и поэзии выражены в лирических стихотворениях.
Замыслы ряда крупных произведений Лермонтова складывались в лирическом творчестве. Например, работе над поэмой «Демон» предшествовало стихотворение «Мой демон» (1829), из «Думы» (1838) вырос «Герой нашего времени», многие эпизоды «кавказских» поэм возникли из предварительных поэтических «заготовок» в ранней лирике. Иногда Лермонтов целиком вводил тексты стихотворений в другие произведения. Находки, сделанные в ранней лирике, становились своеобразным «строительным материалом» и для позднейших стихотворений, и для поэм. Основой некоторых стихотворений, написанных в 1837-1840 гг., — «Узник», «Сосед», «Памяти А.И. Достоевского», «Договор» и др. — стали образы, строфы или отдельные строки ранних стихотворений. Самоповторения и автоцитаты — важнейшая особенность лермонтовского творчества, связанная с беспримерной для русской поэзии первой половины XIX в. привязанностью Лермонтова к ключевым темам и мотивам. Они варьировались во многих произведениях, отражая нюансы его идейно-эстетической позиции на разных этапах художественного развития. Самоповторения возникали не только в различных редакциях одного стихотворения, но и в ряде стихотворений, так как поэт добивался наиболее точного словесного выражения своих мыслей.
Основная особенность лермонтовской лирики — ее протестующий, бунтарский и одновременно трагический характер. Источники трагического бунтарства — признание безграничных прав личности, оказавшейся в конфликте с обществом, эпохой, утратившей цельность и гармоничность восприятия мира, кризис веры в возможность осуществления общественных идеалов, острое осознание распавшейся «связи времен», ощущение исторического «промежутка», который обессмысливает любое действие, делает любую мечту несбыточной.
Замыслы ряда крупных произведений Лермонтова складывались в лирическом творчестве. Например, работе над поэмой «Демон» предшествовало стихотворение «Мой демон» (1829), из «Думы» (1838) вырос «Герой нашего времени», многие эпизоды «кавказских» поэм возникли из предварительных поэтических «заготовок» в ранней лирике. Иногда Лермонтов целиком вводил тексты стихотворений в другие произведения. Находки, сделанные в ранней лирике, становились своеобразным «строительным материалом» и для позднейших стихотворений, и для поэм. Основой некоторых стихотворений, написанных в 1837-1840 гг., — «Узник», «Сосед», «Памяти А.И. Достоевского», «Договор» и др. — стали образы, строфы или отдельные строки ранних стихотворений. Самоповторения и автоцитаты — важнейшая особенность лермонтовского творчества, связанная с беспримерной для русской поэзии первой половины XIX в. привязанностью Лермонтова к ключевым темам и мотивам. Они варьировались во многих произведениях, отражая нюансы его идейно-эстетической позиции на разных этапах художественного развития. Самоповторения возникали не только в различных редакциях одного стихотворения, но и в ряде стихотворений, так как поэт добивался наиболее точного словесного выражения своих мыслей.
Основная особенность лермонтовской лирики — ее протестующий, бунтарский и одновременно трагический характер. Источники трагического бунтарства — признание безграничных прав личности, оказавшейся в конфликте с обществом, эпохой, утратившей цельность и гармоничность восприятия мира, кризис веры в возможность осуществления общественных идеалов, острое осознание распавшейся «связи времен», ощущение исторического «промежутка», который обессмысливает любое действие, делает любую мечту несбыточной.