Илья Муромец и Соловей-разбойник» — былина киевского цикла, главному герою которой — богатырю Илье Муромцу — присущи черты, которыми не обладает обычный человек. Наделённый невиданной силой, избавляющей людей русских от бусурман, от Соловья-разбойника, он является примером бескорыстного служения Родине. Подвиги Ильи Муромца описываются в особой форме, отличной от повествования в других эпических жанрах. Эту особую форму во многом формируют гиперболы — намеренные преувеличения. Так, Илье Муромцу приходится справляться возле Чернигова с бусурманами одному. А отправляясь в путь, Илья «заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град». Противник у богатыря тоже исключительный: «Ён крычит, злодей-разбойник, по звериному / И от него ли то от посвисту соловьяго, / И от него ли то от покрику звериного, / То все травушки муравы уплетаются, / Все лазуревы цветочки осыпаются, / Темны лесушки к земли еси приклоняются / А что есть людей, то еси мертвы лежат». Такие чудеса представлялись нормальными в поэтическом мире былины, который напоминает сказку и доносит до читателя в такой форме высокие народные идеалы (понятия о честности, бескорыстии, самоотверженном служении людям). Новгородские былины отличаются от киевских тем, что в них нет «могучих богатырей», сражающихся с вражьей силой. Например, главный герой былины «Садко» обладает особенной чертой — он прекрасно играет на гуслях. Он наделён невероятной силой, которой никто не может противостоять, но Садко применяет свою силу не для борьбы с врагами, а для собственного развлечения и прихоти. За это в сказочном мире былины, где царят справедливость и Божьи законы, гусляр получает наказание и погибает.
М.Горький сказал об образе Василисы Премудрой прекрасные слова. Василиса заботливо спрашивает, о чем печалится Иван-царевич, успокаивает его. Она не хвастает перед ним своей красотой и умением, а делает свое дело ночью, когда ее никто не видит. Трудится она легко, с любовью. И если бы не необходимость явиться на пир к царю, она бы не сбросила перед людьми лягушачью кожу до назначенного срока. Иван-царевич кажется дураком своим братьям и отцу, потому что он соглашается взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку. После того, как он совершает ошибку, он мужественно отправляется в путь и преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается невесел, буйну голову повесил. Утром, увидев хлеб, он "диву дался: никогда таких не видывал!" Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто "ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!" Но даже после этого он не доверяет своей жене, сомневается, как поведет ее на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу. После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствие и желание когда жалеет животных отпускает щуку в море, и бесстрашие, когда смело отвечает Бабе Яге. В испытаниях раскрываются в нем те черты характера, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда, возвращается к нему Василиса Премудрая.
Иван-царевич кажется дураком своим братьям и отцу, потому что он соглашается взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку. После того, как он совершает ошибку, он мужественно отправляется в путь и преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю.
После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается невесел, буйну голову повесил. Утром, увидев хлеб, он "диву дался: никогда таких не видывал!" Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто "ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!" Но даже после этого он не доверяет своей жене, сомневается, как поведет ее на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу. После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствие и желание когда жалеет животных отпускает щуку в море, и бесстрашие, когда смело отвечает Бабе Яге. В испытаниях раскрываются в нем те черты характера, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда, возвращается к нему Василиса Премудрая.