Смерть Базарова — дикая и нелепая случайность. Через небольшой порез наш герой заразился при вскрытии тело смертельно больного крестьянина. Базаров умер не сразу, у него была возможность в мыслях пройти свой жизненный путь, разделить мир на осуществленное и неосуществленное. Вызывает уважение стойкость, сила, редкостное спокойствие и невозмутимость героя на пороге смерти. Евгений горько сожалеет о невыполненных задачах, о нерастраченной силе, о несбывшихся мечтах и желаниях. Он не противится смерти, он принимает её, принимает достойно: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. Ирония героя за минуты до смерти заставляет нас восхищаться его выдержке. На наших глазах Базаров меняется, он становится немного другим с нежностью думает о родителях, наконец, поняв, насколько они близки ему, осознав, как мало он уделял им своего времени и любви.Ему хочется еще раз увидеть свою любимую женщину, чтобы еще раз сказать ей слова любви.
Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола. Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором - путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Евгений горько сожалеет о невыполненных задачах, о нерастраченной силе, о несбывшихся мечтах и желаниях. Он не противится смерти, он принимает её, принимает достойно: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. Ирония героя за минуты до смерти заставляет нас восхищаться его выдержке.
На наших глазах Базаров меняется, он становится немного другим с нежностью думает о родителях, наконец, поняв, насколько они близки ему, осознав, как мало он уделял им своего времени и любви.Ему хочется еще раз увидеть свою любимую женщину, чтобы еще раз сказать ей слова любви.
Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором - путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».