В чем, по-вашему, смысл популярности этого произведения?
Попытайтесь определить тему произведения. Что показывает автор для раскрытия темы романа?
Как вы понимаете смысл названия романа?
Назовите героев произведения. Какими изображает их автор?
Найдите описание минут ожидания боя. Что оно дает нам для понимания внутреннего состояния бойцов?
Как Шолохову удается показать напряжение, охватившее героев романа. Найдите описание поведения Николая Стрельцова перед боем.
Каким Шолохов рисует путь героев романа на войне? Как показывает картины героических сражений?
Когда и где сражались герои романа?
Есть ли в этом произведении о войне мирные картины природы?
Объясните значение слова СРАЖАЛИСЬ
Дать развернутый ответ на во Какова, по-вашему, идея произведения».
Тургенев
Объяснение: решил создать усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Усадьба, в которую также входили парк и пруд, была окружена рвом. Работы по устройству усадьбы велись с рубежа веков до 1809 года.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке! (Чацкий)
Отношение к народу и крепостному праву Фамусова
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, –
Тот и жених. (Фамусов)
Отношение к службе Чацкого
“В чины выводит кто и пенсии дает!”.
Отношение к службе Фамусова
“Известный человек, солидный, и знаков тьму отличья нахватал; не по летам и чин завидный”.
Отношение к образованию Чацкого
«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.»
Отношение к образованию Фамусовского общества
«Забрать все книги бы да сжечь»,
«Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
Отношение к богатству, чинам Чацкого
«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…
Отношение к богатству, чинам Фамусовского общества
«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
Чацкий об отношении к иностранному молодого поколения представителей фамусовского общества
И тут со всех сторон
Тоска, и оханье, и стон.
Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжён!
Отношение к иностранному Фамусова
А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!.. (Фамусов)
Отношение к идеалам
Век нынешний
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший
Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»
Отношение к просвещению
Век нынешний:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.
Век минувший:
Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.