Любимым временем года Фета является весна. Неслучайно, что циклы стихов, посвящённые временам года, располагаются в следующем порядке: «Весна» (23 стихотв.) , «Лето» (5), «Осень» (8) и «Снега» (14). Весна как пора обновлениия интересует Фета больше всего: Фет особенно чувствителен к тем предельным, блаженно-истомным состояниям природы, когда всё в ней рвется за грани, пробуждается для цветения и пения. Поэта также привлекают переходные состояния в природе – смена времён года, смена одного времени суток другим. Каждому времени года у Фета свойственны определённые пространственные обьекты из мира флоры и фауны, по которым часто можно определить время года и в тех стихах, которые не относятся к вышеупомянутым циклам и не содержат в своём названии или тексте прямого названия времени года. Так в "весенних" стихотворениях наблюдается целая вереница зацветающих "душистых" растений: ландыши, плющ, сирень, яблоня, верба, липа, берёза, ива, тополь и дуб.
В стихотворениях о лете преобладают рожь и другие злаки. Увядающие травы, георгины, розы и красные листья клёна становятся символами осени. В зимнем "царстве льдов, царстве вьюг и снега" царствуют вечно-зелёные ели и сосны. Также и отдельные виды птиц закрепляются за определёнными временами года. Соловей олицетворяет весну. Летом на смену песням птиц приходит стрекотание кузнечиков и жужжание жуков. Журавли, синицы и грачи – предвестники осени. Зимой нет движения и песен птиц, лишь ворон каркает и голуби сидят "нахохлившись".
Весна Стихотворение "На Днепре в половодье" Лето Стихотворение "Степь вечером"
Осень Стихотворение "Старый парк"
Зима Стихотворение "На пажитях немых люблю в мороз трескучий... "
В поздней лирике Фета всё меньше изображаются отдельные времена года, преобладают стихотворения, темой которых является (философское) осмысление связи времён. При этом остаётся два контрастных времени года, корреспондирующих с двумя возрастными этапами жизни человека: весна и лето предстают порой цветения, молодости, красоты и радости, осень и зима – порой увядания, старости, невзрачности и уныния. В большинстве таких стихотворений отправной точкой является вторая, холодная и тёмная пора, а первая, тёплая и светлая, присутствует чаще всего в форме воспоминания, значительно реже– в форме надежды на грядущее обновление природы и души человека. Примером стихотворения, в котором центральное место занимают воспоминания лирического героя о "далёком" лете, овладевающие им при взгляде на ночной осенний сад, является "Ночь лазурная смотрит на скошенный луг... "
При сравнении различных времён года в пейзажной лирике Фета очевидно, что самым светлым, динамичным и радостным временем года является весна, независимо от того, изображается ли она отдельно или в сочетании с другими (контрастными) временами года. В то время как свет, краски, звуки и движение присутствуют и в картинах других времён года, хотя и в "приглушённом" виде, наличие запахов ( в форме заполняющего всё пространство благовония) является характерной чертой одной лишь весны. Весне противостоит (по своему влиянию на лирического героя) в первую очередь осень: весеннее пробуждение природы от зимней спячки корреспондирует с обновлением души человека, осеннее же "умирание" природы повергает его в уныние.
Нтон Павлович Чехов — один из самых известных русских писателей XIX века. Он не писал больших романов и повестей. Его рассказы, как правило, невелики, и даже можно сказать коротки. Но мастерство Чехова-писателя было в том, что он в небольшом рассказе мог сказать больше, чем иногда можно прочитать в романе. Секрет этого в том, что он умело мог использовать художественную деталь.Художественная деталь — это выразительная подробность, которая нам лучше представить предмети его отличия от других. Как правило, в своих рассказах А. П. Чехов не дает очень подробных описаний портретов своих героев, событий, которые с ними происходят, окружающей обстановки. У каждого предмета, явления или героя он выделяет одну или несколько деталей, которые могут привести читателя к более глубокому пониманию событий. Так например, главные герои рассказа «Толстый и тонкий» представлены автором только через детали. О толстом сказано всего лишь, что после обеда в ресторане на вокзале «губы его, подернутые маслом, лоснились как спелые вишни» и пахло от него «хересом и флердоранжем». Но по этим деталям читатель уже многое Может сказать об этом человеке. Понятно, что толстый (Михаил) Материально обеспечен и ни в чем не испытывает нужды, ведь обе-Дает-то он в ресторане, ел, очевидно, дорогие блюда, так как губы в масле, и пахнет от него вином и дорогим одеколоном. Читателю сразу становится ясно, что перед нами достаточно преуспевающий уверенный в себе и обеспеченный человек.Тонкий же (его зовут Порфирий) «вышел из вагона и был навьючен чемоданами…пахло от него ветчиной и кофейной гущей». По этим художественным деталям мы можем сказать, что перед нами человек, не имеющий постоянной службы, переезжающий с места на место и окончательно не устроившийся в жизни. Обед его был очень скромен, а значит, и живет он не в достатке. Рассказ тонкого о себе подтверждает это. Жалованье у него плохое и ему с женой приходится подрабатывать, Следующие детали подтверждают и несколько расширяют преставления читателя о героях. Это их гимназические прозвища, о которых вспоминает тонкий. Оказывается, нынешнее положение героев прямо связано с их прот шлым. Толстого звали Геростратом. Это человек, который из желания прославиться любой ценой сжег храм Артемиды Эфесской — одно из чудес света. Такая деталь говорит многое о характере толстого. Понятно, что он стремится быть первым во всем и иметь высокий чин. Тонкого же дразнили Эфиальтом за то, что он любил ябедничать. Таким он и остался и выслуживался перед начальством, угождая ему и донося на других. Когда выясняется, что должность толстого самая высокая — тайный советник, автор удивление и реакцию тонкого передает тоже через детали. Порфирий так привык к чинопочитанию, что при виде человека старшего по должности он «съежился, сгорбился, сузился». Даже его чемоданы стали меньше, а сын стал по стойке смирно. Обращение к Михаил лу тоже изменилось. В речи тонкого появились такие слова как «ваше превосходительство», «помилуйте», «приятно-с», угождающий смешок «хи-хи-хи». По нескольким этим словам можно представить стиль общения тонкого с вышестоящими людьми.Таким образом, благодаря художественной детали в рамках короткого рассказа мы многое узнаем о судьбе, характере и поведении главных героев. Художественная деталь нам почувствовать и отношение автора к своим героям. А. П. Чехов осуждает чинопочитание тонкого. Это качество победило в нем все остальные. Поэтому с таким человеком неприятно общаться, и не только толстому.
циклы стихов, посвящённые временам года, располагаются в следующем
порядке: «Весна» (23 стихотв.) , «Лето» (5), «Осень» (8) и «Снега» (14).
Весна как пора обновлениия интересует Фета больше всего: Фет
особенно чувствителен к тем предельным, блаженно-истомным
состояниям природы, когда всё в ней рвется за грани, пробуждается для
цветения и пения.
Поэта также привлекают
переходные состояния в природе – смена времён года, смена одного
времени суток другим.
Каждому времени года у Фета свойственны определённые
пространственные обьекты из мира флоры и фауны, по которым часто
можно определить время года и в тех стихах, которые не относятся к
вышеупомянутым циклам и не содержат в своём названии или тексте
прямого названия времени года.
Так в "весенних" стихотворениях наблюдается целая вереница
зацветающих "душистых" растений: ландыши, плющ, сирень, яблоня,
верба, липа, берёза, ива, тополь и дуб.
В стихотворениях о лете
преобладают рожь и другие злаки. Увядающие травы, георгины, розы и красные листья клёна становятся символами осени.
В зимнем "царстве
льдов, царстве вьюг и снега" царствуют вечно-зелёные ели и сосны.
Также и отдельные виды птиц закрепляются за определёнными
временами года.
Соловей олицетворяет весну. Летом на смену песням
птиц приходит стрекотание кузнечиков и жужжание жуков. Журавли,
синицы и грачи – предвестники осени.
Зимой нет движения и песен птиц,
лишь ворон каркает и голуби сидят "нахохлившись".
Весна
Стихотворение "На Днепре в половодье"
Лето
Стихотворение "Степь вечером"
Осень
Стихотворение "Старый парк"
Зима
Стихотворение "На пажитях немых люблю в мороз трескучий... "
В поздней лирике Фета всё меньше изображаются отдельные времена
года, преобладают стихотворения, темой которых является (философское) осмысление связи времён. При этом остаётся два контрастных времени
года, корреспондирующих с двумя возрастными этапами жизни человека:
весна и лето предстают порой цветения, молодости, красоты и радости,
осень и зима – порой увядания, старости, невзрачности и уныния.
В большинстве таких стихотворений отправной точкой является вторая,
холодная и тёмная пора, а первая, тёплая и светлая, присутствует чаще
всего в форме воспоминания, значительно реже– в форме надежды на
грядущее обновление природы и души человека.
Примером стихотворения, в котором центральное место занимают
воспоминания лирического героя о "далёком" лете, овладевающие им при
взгляде на ночной осенний сад, является "Ночь лазурная смотрит на
скошенный луг... "
При сравнении различных времён года в пейзажной лирике Фета
очевидно, что самым светлым, динамичным и радостным временем года
является весна, независимо от того, изображается ли она отдельно или в
сочетании с другими (контрастными) временами года. В то время как свет,
краски, звуки и движение присутствуют и в картинах других времён года,
хотя и в "приглушённом" виде, наличие запахов ( в форме заполняющего
всё пространство благовония) является характерной чертой одной лишь
весны. Весне противостоит (по своему влиянию на лирического героя) в
первую очередь осень: весеннее пробуждение природы от зимней спячки
корреспондирует с обновлением души человека, осеннее же "умирание"
природы повергает его в уныние.
Так например, главные герои рассказа «Толстый и тонкий» представлены автором только через детали. О толстом сказано всего лишь, что после обеда в ресторане на вокзале «губы его, подернутые маслом, лоснились как спелые вишни» и пахло от него «хересом и флердоранжем». Но по этим деталям читатель уже многое Может сказать об этом человеке. Понятно, что толстый (Михаил) Материально обеспечен и ни в чем не испытывает нужды, ведь обе-Дает-то он в ресторане, ел, очевидно, дорогие блюда, так как губы в масле, и пахнет от него вином и дорогим одеколоном. Читателю сразу становится ясно, что перед нами достаточно преуспевающий уверенный в себе и обеспеченный человек.Тонкий же (его зовут Порфирий) «вышел из вагона и был навьючен чемоданами…пахло от него ветчиной и кофейной гущей». По этим художественным деталям мы можем сказать, что перед нами человек, не имеющий постоянной службы, переезжающий с места на место и окончательно не устроившийся в жизни. Обед его был очень скромен, а значит, и живет он не в достатке. Рассказ тонкого о себе подтверждает это. Жалованье у него плохое и ему с женой приходится подрабатывать, Следующие детали подтверждают и несколько расширяют преставления читателя о героях. Это их гимназические прозвища, о которых вспоминает тонкий. Оказывается, нынешнее положение героев прямо связано с их прот шлым. Толстого звали Геростратом. Это человек, который из желания прославиться любой ценой сжег храм Артемиды Эфесской — одно из чудес света. Такая деталь говорит многое о характере толстого. Понятно, что он стремится быть первым во всем и иметь высокий чин. Тонкого же дразнили Эфиальтом за то, что он любил ябедничать. Таким он и остался и выслуживался перед начальством, угождая ему и донося на других. Когда выясняется, что должность толстого самая высокая — тайный советник, автор удивление и реакцию тонкого передает тоже через детали. Порфирий так привык к чинопочитанию, что при виде человека старшего по должности он «съежился, сгорбился, сузился». Даже его чемоданы стали меньше, а сын стал по стойке смирно. Обращение к Михаил лу тоже изменилось. В речи тонкого появились такие слова как «ваше превосходительство», «помилуйте», «приятно-с», угождающий смешок «хи-хи-хи». По нескольким этим словам можно представить стиль общения тонкого с вышестоящими людьми.Таким образом, благодаря художественной детали в рамках короткого рассказа мы многое узнаем о судьбе, характере и поведении главных героев. Художественная деталь нам почувствовать и отношение автора к своим героям. А. П. Чехов осуждает чинопочитание тонкого. Это качество победило в нем все остальные. Поэтому с таким человеком неприятно общаться, и не только толстому.