"Хамелеон" заставляет задуматься над проблемой двуличия в современном обществе и понять, почему, например, бывают несправедливые суды и что значит выражение взрослых «в этом мире всё покупается» . Ничтожество и раболепство – вот что высмеивает автор в этом произведении. Сначала полицейский надзиратель Очумелов хочет извести всех собак в городе, а потом, когда узнаёт, что собака, покусавшая золотых дел мастера Хрюкова, принадлежит брату генерала, говорит потерпевшему: "Сам виноват! " и начинает хвалить собаку, находя в ней всевозможные положительные черты. Я думаю, даже для самого Чехова этот рассказ стал знаковым. Автор практически не стеснялся в выражениях и во всех красках, словно в анекдоте, описывал происходящее. Сам рассказ – как крик вопиющего в пустыне: разъярённый несправедливостью жизни Чехов с самым грубым сарказмом и самыми обидными говорящими фамилиями описывает случай из жизни маленького города… К сожалению, его не все услышали. Ведь за 126 лет болезнь хамелеона только распространилась – Чехову не удалось вылечить её в людях.
Как и в лирике, в прозе Бунина тем немного: жизнь и смерть, любовь, природа. И в раскрытии этих тем автор очень откровенный и чувственный. Природа возбуждает у лирического героя произведений Бунина не просто переживание красоты, она дает толчок для развития его внутреннего мира. Например, в рассказе «Антоновские яблоки» автор изображает картину упадка дворянского имения, который для автора символизирует целую эпоху в жизни его родины. Автор понимает, что прогресс неминуемо ведет к упадку дворянской культуры. Но тоска, печаль, которые охватывают его героя, - это не чувство, которое вызывает потеря чего-то конкретного, это философская печаль от текучести времени, от неизбежности старения и умирания всего прекрасного и, вместе с тем, надежды, что жизнь бессмертна. Бунин создает именно чувственные картины. Читатель не только видит цвета осеннего сада, слышит шум падения листьев, но и чувствует запах антоновских яблок. Все это рожает в душе читателя ту же печаль, ту же печаль и те же надежды, что и у лирического героя.