В былинах Илья Муромец – один из известных героев русского эпоса, народный богатырь воплощает народный идеал героя-воина. Историки России пришли к выводу, что родиной богатыря является село Карачарово, располагающееся под Муромом. Герой Илья Муромец, происхождение которого причисляется к 11-12 векам, упоминается во многих произведениях («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Бой Ильи Муромца с Жидовином»). По одной из версий у этого богатыря был прототип в 1188 году, но в русских летописях не упоминается его имя. По одним версиям, его нарекли Чибато или Чоботок, но после таинственного исцеления Чибато (Чоботок) переходит в православную церковь и выбирает себе имя Илья. Он принимает монашество вКиево-Печерской лавре. Предположительно, его фамилия была Гущин. После смерти Илью причисляет к лику святых. Истории также известен Илейка Муромец, как самозванец Смутного времени, которого казнили в 1607 году. Одни исследователи считают, что он не повлиял на образ в фольклоре, другие – наоборот, уверены, что выражение «старыя казак» как раз объясняется тем, что Илейка Муромец в конце правления Бориса Годунова находился в отряде казаков. Среди верующих распространено некое мнение, которое отождествляет героя былин в Илии Печерском, святом преподобном в православии. Его мощи покоятся рядом с могилойСтолыпина в Киево-Печерской лавре на Украине. На севере и юге России распространены былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву. Здесь наиболее популярны сюжеты с разбойниками, что указывает на популярность Ильи Муромца среди населения с вольнолюбивым нравом, Проза об Илье Муромце записана в виде русских народных сказок, она перешла к неславянским народам, к финнам, чувашам, якутам, латышам. Но в аналогах других народов не знают о былинных отношениях Ильи Муромца, также не упоминаетсякнязь Владимир, его заменяют королем без имени. И все же те сказки описывают то же самое похождение богатыря с Соловьем-разбойником, с Идолищем, нарекаемым Обжорой. Они приписывают освобождение царевны от злого змея, которое никогда не упоминается в былинах об Илье Муромце. Богатырь Илья Муромец – герой не только наших былин, но и германского эпического эпоса 13 века. Там он представлен могущественным Витязем рода княжеского, Ильей русским. Часто встречается отождествление Ильи Муромца с пророком Ильей. Исследование биографии богатыря в эпосе доказывает, что его имя сплело много легендарных сюжетов и сказочных преданий.
Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильей, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.
Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.
Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошел в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идет во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и разметывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.
После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.
Истории также известен Илейка Муромец, как самозванец Смутного времени, которого казнили в 1607 году. Одни исследователи считают, что он не повлиял на образ в фольклоре, другие – наоборот, уверены, что выражение «старыя казак» как раз объясняется тем, что Илейка Муромец в конце правления Бориса Годунова находился в отряде казаков.
Среди верующих распространено некое мнение, которое отождествляет героя былин в Илии Печерском, святом преподобном в православии. Его мощи покоятся рядом с могилойСтолыпина в Киево-Печерской лавре на Украине.
На севере и юге России распространены былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву. Здесь наиболее популярны сюжеты с разбойниками, что указывает на популярность Ильи Муромца среди населения с вольнолюбивым нравом,
Проза об Илье Муромце записана в виде русских народных сказок, она перешла к неславянским народам, к финнам, чувашам, якутам, латышам. Но в аналогах других народов не знают о былинных отношениях Ильи Муромца, также не упоминаетсякнязь Владимир, его заменяют королем без имени. И все же те сказки описывают то же самое похождение богатыря с Соловьем-разбойником, с Идолищем, нарекаемым Обжорой. Они приписывают освобождение царевны от злого змея, которое никогда не упоминается в былинах об Илье Муромце.
Богатырь Илья Муромец – герой не только наших былин, но и германского эпического эпоса 13 века. Там он представлен могущественным Витязем рода княжеского, Ильей русским.
Часто встречается отождествление Ильи Муромца с пророком Ильей. Исследование биографии богатыря в эпосе доказывает, что его имя сплело много легендарных сюжетов и сказочных преданий.
Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.
Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошел в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идет во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и разметывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.
После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.