По форме стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» (1945 - 1946) представляет собой диалог-нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом. Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения: «Я вам жить завещаю - Что я больше могу?» Но жить, заклинает герой, всегда помня о своей стране и о тех, кто погиб во имя нее. Стихотворение сюжетно: лирический герой рассказывает «собеседникам» свою личную историю: «Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте…», которая перерастает в историю миллионов людей, историю целой страны. Понять это в том числе, и перечисление важнейших этапов войны, которые стали для всех русских людей вехами их личной жизни. Самое страшное для героя не то, что «во всем этом мире ….ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей», не то, что «для меня - ни известий, ни сводок после этого дня». Больше всего солдат переживает о том, что не сможет больше воевать наступлению столь важной для всех победы. Его смерть, как и смерти миллионов убитых, как и жизнь тех, кто остался сражаться, может оправдать лишь одно – победа. А ее, по мнению героя, могут обеспечить живые. Так тема памяти в стихотворении начинает переплетаться с темой ответственности и нравственного долга живых перед своей страной и своим народом (характерная черта поэтики Твардовского). Передать трагедию героя, мысли автора художественные средства стихотворения. Поэт использует экспрессивную лексику («ни дна, ни покрышки», «точно в пропасть с обрыва») и синтаксис (обилие умолчаний, неполных предложений), что позволяет передать глубину переживаний лирического героя, силу его трагедии. Этому обилие восклицательных и вопросительных (риторических) предложений, обращения. Кроме того, в стихотворении много метафор («машины воздух рвут», «речка травы прядет» и пр.) и эпитетов («горький год», «фронт горел» и т.д.)
Почему старшее поколение так редко довольно молодежью?
То, что предыдущее поколение почти всегда недовольно последующим - не новость. Старшие ворчат, что дети отбились от рук, не слушаются. Старшему поколению не нравится, как выглядят молодые люди, что читают и слушают, как проводят свободное время. Старшее поколение критикует интересы нынешней молодежи, их выбор профессии и друзей.
Но ведь так было всегда. И те, кто ворчит сейчас, когда-то сами выслушивали от мам и бабушек, что, мол, молодежь "не та". Конечно, не та, потому что нынешние парни и девушки выросли в другое время и в других условиях. Они не могут быть точной копией своих мам и бабушек. Предыдущее поколение плохо ориентируется в новых веяниях, у них свои устоявшиеся вкусы и предпочтения во всем - от той же моды до музыки и литературы. Поэтому то, что носят, читают и слушают молодые, объявляется чепухой.
Недавно, когда мама опять посетовала на то, что я ношу не пойми что, я попросил ее рассказать о том времени, когда она сама была старшеклассницей. И не узнал много интересного.
Как оказалось, мою маму бабушка с дедушкой ругали за то, что та слушала рок и носила рваные джинсы. Кстати, бабушку прабабушка ругала за то, что та слушала джаз и читала самиздатовскую фантастику (тогда люди передавали друг другу книги, напечатанные на печатной машинке). Прабабушка боялась, что их за это посадят в тюрьму...
Жаль, что я не знаю, за что родители ругали прабабушку. За короткую на их взгляд юбку? За фокстрот и чарльстон? Но что ругали - так это наверняка. Потому что предыдущее поколение почти всегда недовольно последующим.
Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения: «Я вам жить завещаю - Что я больше могу?» Но жить, заклинает герой, всегда помня о своей стране и о тех, кто погиб во имя нее.
Стихотворение сюжетно: лирический герой рассказывает «собеседникам» свою личную историю: «Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте…», которая перерастает в историю миллионов людей, историю целой страны. Понять это в том числе, и перечисление важнейших этапов войны, которые стали для всех русских людей вехами их личной жизни.
Самое страшное для героя не то, что «во всем этом мире ….ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей», не то, что «для меня - ни известий, ни сводок после этого дня». Больше всего солдат переживает о том, что не сможет больше воевать наступлению столь важной для всех победы. Его смерть, как и смерти миллионов убитых, как и жизнь тех, кто остался сражаться, может оправдать лишь одно – победа.
А ее, по мнению героя, могут обеспечить живые. Так тема памяти в стихотворении начинает переплетаться с темой ответственности и нравственного долга живых перед своей страной и своим народом (характерная черта поэтики Твардовского).
Передать трагедию героя, мысли автора художественные средства стихотворения. Поэт использует экспрессивную лексику («ни дна, ни покрышки», «точно в пропасть с обрыва») и синтаксис (обилие умолчаний, неполных предложений), что позволяет передать глубину переживаний лирического героя, силу его трагедии. Этому обилие восклицательных и вопросительных (риторических) предложений, обращения.
Кроме того, в стихотворении много метафор («машины воздух рвут», «речка травы прядет» и пр.) и эпитетов («горький год», «фронт горел» и т.д.)
Почему старшее поколение так редко довольно молодежью?
То, что предыдущее поколение почти всегда недовольно последующим - не новость. Старшие ворчат, что дети отбились от рук, не слушаются. Старшему поколению не нравится, как выглядят молодые люди, что читают и слушают, как проводят свободное время. Старшее поколение критикует интересы нынешней молодежи, их выбор профессии и друзей.
Но ведь так было всегда. И те, кто ворчит сейчас, когда-то сами выслушивали от мам и бабушек, что, мол, молодежь "не та". Конечно, не та, потому что нынешние парни и девушки выросли в другое время и в других условиях. Они не могут быть точной копией своих мам и бабушек. Предыдущее поколение плохо ориентируется в новых веяниях, у них свои устоявшиеся вкусы и предпочтения во всем - от той же моды до музыки и литературы. Поэтому то, что носят, читают и слушают молодые, объявляется чепухой.
Недавно, когда мама опять посетовала на то, что я ношу не пойми что, я попросил ее рассказать о том времени, когда она сама была старшеклассницей. И не узнал много интересного.
Как оказалось, мою маму бабушка с дедушкой ругали за то, что та слушала рок и носила рваные джинсы. Кстати, бабушку прабабушка ругала за то, что та слушала джаз и читала самиздатовскую фантастику (тогда люди передавали друг другу книги, напечатанные на печатной машинке). Прабабушка боялась, что их за это посадят в тюрьму...
Жаль, что я не знаю, за что родители ругали прабабушку. За короткую на их взгляд юбку? За фокстрот и чарльстон? Но что ругали - так это наверняка. Потому что предыдущее поколение почти всегда недовольно последующим.