рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.
кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?
вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.
1. о том, что наступил рождественский сочельник говорит то, что мальчики гриша и володя мерцаловы окружены празднично оживлённой толпой с нарядно одетыми смеющимися , которая полна "весёлым гулом окликов и разговоров". 2. а. и. подробно описывает роскошную витрину гастронома, перед которой остановились мальчики, все эти горы " и апельсинов, гирлянды колбас, сочные окорока, множество баночек и коробочек с солёными, варёными и копчёными ", чтобы подчеркнуть и усилить впечатление читателя от той нищеты, в которой живёт семейство мерцаловых: в сочельник у них на столе только постный борщ. по дороге домой в убогое жилище мальчики видят сквозь запотевшие окна домов нарядные и сияющие ёлки, слышат приглушённые звуки музыки. и то, и другое им недоступно. 3. для гриши мерцалова доброта и милосердие доктора пирогова, который осмотрел его больную сестру машутку бесплатно, выписал рецепт на лекарство и дал денег на еду, стали примером для подражания. став банкиром, григорий начал неимущим. пишет: "теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности", продолжая то " великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном "
ответ:
рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.
кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?
вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.
подробнее: