Теме дворянского оскудения Щедрин придает новый, неожиданный поворот. Его современники сосредоточивали внимание на экономическом оскудении дворянских гнезд. В "Господах Головлевых" акцент на другом: они легко при к пореформенным буржуазным порядкам и не только не разоряются, а стремительно богатеют. Но по мере их материального преуспеяния в собственнической душе совершается страшный процесс внутреннего опустошения, который и интересует Щедрина. Шаг за шагом прослеживает он этапы духовной деградации всех своих героев.
Тема родины всегда волновала поэта. о его книге стихов “пепел” критики говорили, что это явный поворот к некрасову, к народничеству. сам а. белый всегда закавычивал слово “народничество” в связи со своим “поворотом к некрасову”. он делал это потому, что приходилось отвечать на критику тонко. он говорил: “мне отказывали в праве писать о народе только потому, что я автор “декадентских симфоний”. говорили о том, что мой поворот к некрасову совершенно мои “народнические” стихотворения появлялись уже в печати четыре года тому в книге “пепел” собраны и переработаны мои прежние стихотворения; не более. а любить россию свойственно человеку; направление, форма тут ни при чем”. хочу отметить, что а. белый одним из первых символистов сумел увидеть россию и народ как земную реальность, а не какое-то мистическое начало, в котором многие художники просто запутались и потеряли нравственные ориентиры. но чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь россии, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление. образы светлые и яркие все больше вытеснялись в его стихах мрачными по своей тональности картинами. он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. в некоторых стихах сквозит даже чувство отчаяния: роковая страна, ледяная, проклятая железной судьбой — мать-россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой? эти строки стихотворения “родина” написаны еще в 1908 году. поэт не находит ответа на роковой вопрос. далее у него стихи, по силе отрицания не имеющие аналогов в поэзии: исчезни в пространство, исчезни, россия, россия моя! с этим сравнимы лишь известные стихи г. иванова, где рефреном проходит мысль: “хорошо, что нет россии”, но там больше утверждения отрицанием, нежели отказ от родины. а. белый явно больнее г. иванова был сжигаем мучительным чувством разлада с нравственным ощущением родины. несмотря на присущие а. белому сомнения в том, что надо быть зависимым от своего рода и племени (он уже метил в космополиты, пытался осознавать себя человеком мира), именно в российской жизни он видел возможность для разрешения духовного кризиса всего человечества. а. белый был не одинок в таком устремлении, но и все и когда в августе 1917 года, в преддверии революционных событий, его мечта начала осуществляться, он был готов и себя, и свое творчество принести в жертву отчизне ради ее свободы: и ты, огневая стихия, безумствуй, сжигая меня, россия, россия, россия — мессия грядущего дня! итак, при всей многогранности своего мироощущения а. белый никогда с такой силой не увлекался более ни одним духовным образом. и его трагическая жизнь в эмиграции, его разногласия с и политической средой не заслонили от него этот прекрасный образ россии.