Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «арабески» (1835), получившем высокую оценку в.г. белинского. гоголь начал работать над повестью в период создания «вечеров на хуторе близ диканьки» (примерно в 1831 году). в его записной книге сохранились наброски «невского проспекта» вместе с черновыми записями «ночи перед рождеством» и «портретом». повести гоголя «невский проспект», «записки сумасшедшего», «портрет» (1835), «нос» (1836), «шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. сам писатель не объединял их в особый цикл. все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в и культуру как художественное целое, как цикл. это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества). тематика повести основная тема повести — жизнь петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными1 интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека. сюжет и композиция повести выясняются в ходе беседы. примерные вопросы. — какую роль играет описание невского проспекта в начале повести? — какой момент является завязкой действия? — как складывается судьба пискарёва? — как складывается судьба пирогова? — какую роль играет описание невского проспекта в финале повести? гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. общая картина жизни петербурга раскрывается в описании невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города. описание невского проспекта в начале повести является экспозицией. неожиданный возглас поручика пирогова, обращённый к пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками — завязка действия с двумя контрастными развязками. завершается повесть также описанием невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.
Поздним вечером приехал один казак в село, остановился у крайней избы и стал проситься: — эй, хозяин, пусти переночевать! — ступай, коли смерти не боишься. «что за речь такая! » — думает казак, поставил коня в сарай, дал ему корму и идет в избу. смотрит: и мужики, и бабы, и малые — все навзрыв плачут да богу молятся; и стали надевать чистые рубашки. — чего вы плачете? — спрашивает казак. — да вишь, — отвечает хозяин, — в нашем селе по ночам смерть ходит, в какую избу ни заглянет — так наутро клади всех жильцов в гроба да вези на погост. нынешнюю ночь за нами очередь. — э, хозяин, не бойся; бог не выдаст, свинья не съест. хозяева полегли спать, а казак себе на уме — и глаз не смыкает. в самую полночь отворилось окно; у окна показалась ведьма — вся в белом, взяла кропило, просунула руку в избу и только хотела кропить — как вдруг казак размахнул своей саблею и отсек ей руку по самое плечо. ведьма заохала, завизжала, по-собачьи забрехала и убежала прочь. а казак поднял отрубленную руку, спрятал в свою шинель, кровь замыл и лег спать. поутру проснулись хозяева, смотрят — все до единого живы-здоровы, и несказанно обрадовались. — хотите, — говорит казак, — я вам смерть покажу? соберите скорей всех сотников и десятников да пойдемте ее по селу искать. тотчас собрались все сотники и десятники и пошли по домам; там нету, здесь нету, наконец добрались до пономарской избы. — вся ли семья твоя здесь налицо? — спрашивает казак. — нет, родимый! одна дочка больна, на печи лежит. казак глянул на печь, а у девки рука отсечена; тут он объявил все, как было, вынул и показал отрубленную руку. мир наградил казака деньгами, а эту ведьму присудил утопить.