Эзоп – древнегреческий баснописец 6 века до нашей эры. ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. в многочисленных рукописях 10 – 15 веков сохранились свыше 300 басен с краткими “моралями”.персонажи, главным образом животные, откровенно условны. повествование сжато и прямолинейно. язык прост и близок к разговорному. а примере басни "волк и ягнёнок": басня эзопа басня крылова прозаическая поэтическая структура одинакова композиция эзоп: сюжетная часть мораль - нейтральные -конфликт зла и справедливости крылов: мораль сюжетная часть - эмоциональные конфликт неравенства: власти и зависимости эзоп использует нейтральные глаголы и существительные: “начал попрекать”, “сказал”, “ответил”, ит. д. крылов использует глаголы и существительные, содержащие яркую эмоциональную оценку персонажейнапомним сюжет. лиса проголодалась и неожиданно увидела спелую гроздь винограда, а когда не смогла ее ухватить, то сказала сама себе, что жалеть не о чем, ибо «виноград зелен» (и. а. крылов). сама басня эзопа занимает чуть больше места, чем наш пересказ, и написана она, конечно, более примечательным языком. по форме написания: у эзопа басня – прозаическая, а у крылова - стихотворнаяв басне эзопа повествование короткое, только факты, а в тексте крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда. у эзопа больше повествования, а у крылова больше описания. но всё же сравнивая их, можно сделать вывод, что герои и события похожи.с точки зрения их построения у эзопа основная часть, потом мораль, а у крылова морали нет у крылова чтобы читатели могли сами подумать эзоп крылов
Стихотворение “деревня” было написано пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с рылеевым, луниным, чаадаевым. наиболее важными для пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство россии, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы .. так, стихотворение “деревня” поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов “ мысль ”) представляет собой идиллию, в то время как вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего. деревня для лирического героя — это, с одной стороны, “пустынный уголок”, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. в этом краю, “приюта спокойствия, трудов и вдохновенья”, герой обретает духовную свободу, предается “творческим думам”. образы этой части стихотворения: “темный сад с его прохладой и цветами”, “светлые ручьи”, “нивы полосаты”, “в дали рассыпанные хаты”, “мельницы крылаты”, — несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. “барство дикое” и “рабство тощее”, основные образы этой части, воплощают “невежества убийственный позор”, всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя “другом человечества”, не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает “тревожить ” людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть “народ неугнетенный” и “отечество свободы просвещенной”. мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни “тягостный ярем до гроба влекут”, а другие, “не видя слез, не внемля стона”, “присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца”, выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства “счастья и забвенья”. таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права. поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. в первой части они романтическую и умиротворенную атмосферу: “льется дней моих поток”, “мельницы крылатые”, “озер лазурные равнины”, “мирный шум дубрав”, “тишина полей”. а во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: “ лозой”, “чуждый плуг”, “измученные рабы”, “неумолимый владелец”. кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества. размер стихотворения — шестистопный ямб. рифма — как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая:тебя, пустынный уголок (женская) , приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская) , где льется дней моих невидимый поток (ж. ) на лоне счастья и забвенья (м. ) (перекрестная рифма а-б-а-б) . я твой — люблю сей темный сад с его прохладой и цветами, сей луг, уставленный душистыми , где светлые ручьи в кустарниках шумят (кольцевая рифма а-б-б-а). 31 нравится
2500 лет назад 200 лет назад
лиса и виноград лисица и виноград
проза стих
события и герои похожи
мораль одинаковая