Волшебник Эгль сразу понял,что перед ним не обычная девочка,жительница Коперны,где не поют песен,и не рассказывают сказок.Девочка не испугалась Эгля,а все обыватели деревни боялись его.Девочка бежала за игрушечной белой яхтой,с алыми парусами и это удивило мудреца,она не требовала отдать игрушку,а поинтересовалась-"наигрался ли он?",а когда она назвала своё имя-то Эгль сравнил его со свистом стрелы или шумом морской раковины,поняв,что перед ним-Прекрасная Неизвестность.И именно Ассоль он рассказал одну сказку,которую жители Каперны запомнят надолго-эта сказка о принце и алых парусах.Эгль рассказал Ассоль сказку,потому что именно эта девочка смогла понять его и поверить в сказку.Ассоль верила в чудеса,жила ожиданием чуда,волшебство-это часть её жизни,поэтому мудрец Эгль и предназначил сказку тому,кто верил в её счастливый конец и в исполнение желаний.
Характеристика Мцыри включает в себя мотив отверженности, непонимания с одной стороны и гордости, непокорности, вызова, борьбы – с другой, что тоже является типичным для романтических произведений. Главный герой поэмы годы, проведённые в монастыре, считает пропащими, потерянными, вычеркнутыми из жизни. Исповедуясь старому монаху, который когда-то выходил его, истощённого ребёнка от смерти физической, но обрёк на духовную, ибо не сумел стать ему ни отцом, ни другом, так вот, повествуя о том, что видел и делал на воле во время побега, Мцыри заметил: он бы и три жизни в монастыре не ради одной, наполненной действием, движением, борьбой и свободой. Монахам никогда не понять юношу. Свою жизнь они проводят, смиренно склонив голову в молитвах и упованиях на Господа. Герой уповает на себя, на свои силы и возможности. Показательная характеристика Мцыри – он бежит из своей тюрьмы во время страшной грозы, и разгул стихии радует его, для него буря – сестра, тогда как монахи в ужасе молятся о И бой с барсом, взятый Лермонтовым из горских легенд (тоже элемент романтизма – связь с фольклором) и «Витязя в тигровой шкуре» Руставели и так гениально переосмысленный и переработанный, удивительно органично вписывается в содержание произведения и раскрыть лучшие черты личности юноши. Здесь и отвага, и удивительное мужество, владение собой, вера в свои силы и возможности и проверка их на прочность, полное слияние гордого, непокорного духа с такой же непокорной природой. Без эпизода «Бой с барсом» характеристика героя Мцыри была бы неполной, а сам его образ не до конца раскрытым. О чём же ещё, кроме свободы, мечтает юноша? Прежде всего обрести свою семью, обнять родных, оказаться под крышей отчего дома. Ему снятся отец и братья, припоминаются отголоски колыбельной, что пела когда-то мать. В мечтах он видит дымок над родным аулом, слышит гортанную речь своего народа. По сути, это то, что составляет основу, духовный стержень каждого человека: семья, дом, родной язык и родная земля. Отними что-то одно – и человек почувствует себя осиротевшим. А Мцыри лишили всего – и сразу! Но Лермонтову важно, что он сберёг воспоминания, сохранил их в себе как самое дорогое и сокровенное. Как и сам Лермонтов берёг и лелеял в глубинах сердца образ народной России с её безбрежными лесами, подобными морям реками и белеющими на пригорке берёзками. Анализ стиха Лермонтова, анализ его поэмы позволяют понять: автор не случайно подарил Мцыри только три дня яркой, насыщенной, полнокровной жизни. Для бунтарей такого склада ещё не пришло время, равно как и сам поэт намного опередил свою эпоху. Общество, находясь в духовном унынии после разгрома декабристов и гибели Пушкина, в разгул реакции не могло подняться на борьбу. А редкие одиночки типа Мцыри были обречены на гибель. Ведь героем времени, портретом целого поколения современников Лермонтова стал не горский юноша, а Печорин, Грушницкий, доктор Вернер – «лишние люди» , разочарованные в жизни или играющие в таковых.