Русская литература - это литература глубокого психологического анализа. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека, к его мыслям и чувствам.
Ф.М. Достоевский – писатель, тщательнейшим образом исследовавший человека. Так, главный герой «Белых ночей» Макар Девушкин относится к типу одиноких «мечтателей». Своей возлюбленной, Настеньке, он говорит: «Я сам по себе, то есть один, совершенно один». И признается, что в своем воображении он создает целые романы, живет богатой жизнью, но в реальности лишь тяготится службой и пытается забиться от жизни в «неприступный угол».
Чувство любви у Достоевского героям раскрыться, позволяет писателю в полной мере отразить внутренний мир своих героев. Так, Макар Девушкин в любви предстает как благородный и самоотверженный герой, но, к сожалению, безвольный, живущий в мире своих иллюзий.
Л.Н. Толстой в повести «Юность» анализирует внутренний мир молодого человека, переживающего путь становления. Писатель широко использует прием самоанализа и внутреннего монолога, чтобы в полной мере отразить этот непростой этап в жизни человека.
А.П. Чехов – еще один мастер «внутреннего анализа. Герой его рассказа «Тоска» (1886) - деревенский мужик Иона - наделен глубоко чувствовать, страдать, мучиться от горя и чувства одиночества, от бессмысленности своего существования.
Мы узнаем, что у Ионы, после тяжелой болезни, умер сын. В результате он изливает душу своей лошади – единственному близкому существу и надежному другу, который всегда готов, пусть и молча, выслушать.
Таким образом, внимание к внутренней жизни человека - одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века. Писатели стремятся показать, что каждый человек глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться. Любовь и горе – вот две сильнейшие эмоции, через которые русские писатели раскрывают внутренний мир своих героев, показывают особенности их мировосприятия и мировоззрения.
Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её
утаённой святости, считают женщину просто неумной,
хотя именно она хранит высшие черты русской духовности.
Житие святой должно завершаться счастливой смертью,
соединяющей её с Богом.
Однако смерть героини - горько-нелепая.
Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей,
принуждает Матрёну отдать ему её горницу.
Безотказная Матрёна остро ощущает вину перед Фаддеем:
незадолго до Первой мировой войны она стала его невестой,
но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за
Фаддеева брата.
жизненные ситуации
Матрёна Фаддей
Первая мировая война
Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки.
Пошёл он на войну — пропал… <…> а к Миколе зимнему —
вернулся… из венгерского плена.
Возвращение Фаддея из плена
Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их
прекрасном В колена б ему бросилась…
…Если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих.
Семейная жизнь
Детей у неё было шестеро и один за другим умирали
все очень рано. Она взяла на воспитание дочку
второй Матрёны-Киру, воспитывала её десять лет,
пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.
Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал
с тем же именем. Родила ему вторая Матрёна тоже
шестерых детей.
Великая Отечественная война
…Ефима взяли… и младший без вести исчез во
вторую (войну).
…Не взяли на войну Фаддея из-за слепоты.
Дом в наследство
Мвтрёна завещала отдельный сруб горницы после смерти
её отдать в наследство Кире.
Фадднй требовал, чтобы она отдала горницу
теперь же, при жизни…
Подготовка горницы к вывозу
Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна
никогда…
Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела,
как вообще ни труда, ни добра своего не жалела
Матрена никогда
И горница все равно была завещана Кире.
Но жутко ей было начинать ломать ту крышу,
под которой прожила сорок лет...
А для Матрены было это — конец жизни.
Его глаза деловито поблёскивали… ловко лазил…
живо суетился…
горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы
увезти с чужого двора.
Вывоз горницы
— А что было двух не срядить?
Один бы трактор занемог- другой подтянул…
Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти
всю горницу…
Авария на переезде
И зачем на переезд проклятый пошла?
Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней…
Похороны Матрёны
Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое,
чем мёртвое…
В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья
с Матреной, он даже с некоторым безразличием
смотрел на её мертвое тело.
Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума
эта была брёвна горницы от огня и от козней
Матрёниных сестёр...
После похорон
Все отзывы о Матрёне были неодобрительны…
…Преодолевая немощь и ломоту, оживился и
ненасытный старик…
Русская литература - это литература глубокого психологического анализа. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека, к его мыслям и чувствам.
Ф.М. Достоевский – писатель, тщательнейшим образом исследовавший человека. Так, главный герой «Белых ночей» Макар Девушкин относится к типу одиноких «мечтателей». Своей возлюбленной, Настеньке, он говорит: «Я сам по себе, то есть один, совершенно один». И признается, что в своем воображении он создает целые романы, живет богатой жизнью, но в реальности лишь тяготится службой и пытается забиться от жизни в «неприступный угол».
Чувство любви у Достоевского героям раскрыться, позволяет писателю в полной мере отразить внутренний мир своих героев. Так, Макар Девушкин в любви предстает как благородный и самоотверженный герой, но, к сожалению, безвольный, живущий в мире своих иллюзий.
Л.Н. Толстой в повести «Юность» анализирует внутренний мир молодого человека, переживающего путь становления. Писатель широко использует прием самоанализа и внутреннего монолога, чтобы в полной мере отразить этот непростой этап в жизни человека.
А.П. Чехов – еще один мастер «внутреннего анализа. Герой его рассказа «Тоска» (1886) - деревенский мужик Иона - наделен глубоко чувствовать, страдать, мучиться от горя и чувства одиночества, от бессмысленности своего существования.
Мы узнаем, что у Ионы, после тяжелой болезни, умер сын. В результате он изливает душу своей лошади – единственному близкому существу и надежному другу, который всегда готов, пусть и молча, выслушать.
Таким образом, внимание к внутренней жизни человека - одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века. Писатели стремятся показать, что каждый человек глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться. Любовь и горе – вот две сильнейшие эмоции, через которые русские писатели раскрывают внутренний мир своих героев, показывают особенности их мировосприятия и мировоззрения.