Повесть в 200 страниц состоит из двух десятков глав. У неё нет целостного сюжета, зато все эпизоды скреплены единой темой писательского труда, образом рассказчика, который отбирает определённые эпизоды из собственной жизни и тех событий из жизни других людей, которые могут стать материалом для писателя: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца». Эти эпизоды – золотая пыль, из которой Шамет сделал розу счастья.
К некоторым главам Паустовский подбирает эпиграфы, другие напечатаны без эпиграфов. Некоторые главы начинаются с рассуждения, другие – с эпических эпизодов.
Каждая глава имеет свою маленькую тему, которая конкретизирует тему писательского труда. Например, «Надпись на валуне» - глава о долге писателя, «Цветы из стружек» - о жизненности писательского материала, «Молния» - о писательском замысле, «Бунт героя» - о внутренней логике произведения, диктующей сюжет и характеры, «Алмазный язык» - о языке и стиле, «Случай в магазине Альшванга» - о важности знаков препинания, «Как будто пустяки» - о стиле писательской работы», «Старик в станционном буфете» - о важности деталей и подробностей, «Животворящее начало» - о воображении и этапах писания.
Последняя часть книги посвящена секретам творчества некоторых писателей. «Ночной дилижанс» - об Андерсене, который отрёкся от любви ради писательского дара. В главе «Давно задуманная книга» Паустовский касается характерных черт личности и творчества Чехова, Блока, Мопассана, Максима Горького, Гюго, Пришвина, Александра Грина, Багрицкого. Паустовский выбирает в биографии и творческих привычках писателей одну-две детали, которые поразили именно его, были для него открытием.
Сюжет и композиция
Повесть в 200 страниц состоит из двух десятков глав. У неё нет целостного сюжета, зато все эпизоды скреплены единой темой писательского труда, образом рассказчика, который отбирает определённые эпизоды из собственной жизни и тех событий из жизни других людей, которые могут стать материалом для писателя: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца». Эти эпизоды – золотая пыль, из которой Шамет сделал розу счастья.
К некоторым главам Паустовский подбирает эпиграфы, другие напечатаны без эпиграфов. Некоторые главы начинаются с рассуждения, другие – с эпических эпизодов.
Каждая глава имеет свою маленькую тему, которая конкретизирует тему писательского труда. Например, «Надпись на валуне» - глава о долге писателя, «Цветы из стружек» - о жизненности писательского материала, «Молния» - о писательском замысле, «Бунт героя» - о внутренней логике произведения, диктующей сюжет и характеры, «Алмазный язык» - о языке и стиле, «Случай в магазине Альшванга» - о важности знаков препинания, «Как будто пустяки» - о стиле писательской работы», «Старик в станционном буфете» - о важности деталей и подробностей, «Животворящее начало» - о воображении и этапах писания.
Последняя часть книги посвящена секретам творчества некоторых писателей. «Ночной дилижанс» - об Андерсене, который отрёкся от любви ради писательского дара. В главе «Давно задуманная книга» Паустовский касается характерных черт личности и творчества Чехова, Блока, Мопассана, Максима Горького, Гюго, Пришвина, Александра Грина, Багрицкого. Паустовский выбирает в биографии и творческих привычках писателей одну-две детали, которые поразили именно его, были для него открытием.