афродита 100—200 гг. н.э. афродита – богиня любви и красоты, включавшаяся в число 12 великих олимпийских богов. древние греки поклонялись афродите, как олицетворению величайшего чувства на земле, богине, имеющей большую силу над людьми. афродита покровительствовала героям, вдохновляя их на подвиги ради любви, и славилась своей справедливостью. афродита являлась культом женственности и обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. это ее воодушевляющее, вечно юное начало описано у лукреция в поэме "о природе вещей". афродита представлялась также как богиня плодородия, вечной весны и жизни. отсюда эпитеты богини "афродита в садах", "священносадовая", "афродита в стеблях", "афродита на лугах". она всегда в окружении роз, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении мифических существ – ор, харит и нимф. существует две легенды о рождении богини любви. согласно первой, афродита появилась из морской пены, в которую попала кровь бога урана. горы одели её в достойные богини одежды, украсили её волосы золотой диадемой, уши - жемчужными серьгами, шею - золотым ожерельем и только после этого отвели самую привлекательную из богинь на олимп, к бессмертным богам. согласно второй, более поздней легенде, афродита - дочь зевса и дионы (богини морей). все олимпийцы, кроме афины, артемиды и гестии склонились перед мощью и красотой афродиты. среди смертных же не оказалось никого, кто мог устоять перед афродитой. как только они увидели ее, что-то пробудилось в их душах. бродившие поодиночке, как попало, они соединялись в семьи, ибо пока не было афродиты, не было любви и привязанности друг к афродита была замужем за гефестом - самым искусным мастером и самым некрасивым из богов. он целыми днями трудился в своей кузнице, предпочитая это занятие всем остальным, и совсем не проводил время с женой. в афродиту был влюблен посейдон, что неудивительно, ведь она родилась именно в его стихии. сама же афродита любила ареса, которого не любили ни люди, ни боги. о любви ареса и афродиты повествует ряд источников, в которых также говорится о детях от этого незаконного брака: эрот и антэрот, а также деймос, фобос ("страх" и "ужас" – спутники ареса) и гармония. парменид пишет о рождении эрота: "первым из всех богов афродита сотворила эрота", подчеркивая именно самостоятельную силу богини любви. в поздней эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать. несмотря на свой детский возраст, он помыкает афродитой, став ее постоянным спутником – крылатым мальчиком, вооруженным луком и стрелами, вселяющими любовь. сыном афродиты и гермеса считается гермафродит. множество мифов связано с именем афродиты. в одном из них она обещает парису любовь елены и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст елены. афродита пытается вмешиваться в военные события под троей, будучи защитницей троянцев, вместе с такими богами, как аполлон, арес, артемида. она спасает париса во время его поединка с менелаем. она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя энея - своего сына от возлюбленного анхиса. однако диомед преследует богиню и ранит ее в руку, так что энея подхватывает аполлон, закрыв его черным облаком. арес на своей золотой колеснице доставляет афродиту на олимп, где ее заключает в объятия мать диона. афродиту поднимают на смех гера и афина - ее постоянные противницы, и зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки. образы и символы мифа  место рождения афродиты мифы об афродите образ богини, постоянно влюблявшейся и с наслаждением внушавшей любовные чувства людям. гесиод, давший древнюю генеалогию афродиты, приписывает ей обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, "пьянящую радость объятий». однако в гомеровском эпосе афродита принимает все более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. в "одиссее" в таком тоне рассказывается любовная афродиты и ареса, о которой упоминалось выше. хотя появление классической афродиты все еще внушает ужас, она постоянно именуется "золотая", "прекрасновенчанная", "сладкоумильная", "многозлатая", "прекрасноокая". главным символом, афродиту, является пояс, который она передала гере, чтобы та соблазнила зевса. в этом поясе заключены любовь, желание, сила обольщения. это древний фетиш, наделенный магической силой, покоряющей даже великих богов.
Миф об Актеоне – одно из самых известных древних сказаний, связанных с богиней Артемидой.
Согласно ему, в одной тенистой и прохладной долине, посвященной Артемиде, протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью. Уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья. Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда целомудренная Артемида и ее спутницы-нимфы весело резвились и плескались в воде.
Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть ее наготу от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц. Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Артемиду».
Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, он побежал он и упал в изнеможении на берегу реки. Взглянув в воду, Актеон увидел там оленя, в которого он превратился. Он хотел устремиться дальше, но собственные собаки кинулись на него и разорвали в клочки.
В искусстве Актеон никогда не изображался в виде оленя, а только с небольшими рогами, указывавшими, что превращение началось. Много живописцев пользовалось этим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа II свою знаменитую картину «Артемида и Актеон». Филиппе Лори, Пеленбург, Альбано написали несколько картин на ту же тему. Французский художник Лезюэр написал очень известную по репродукциям картину «Артемида, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Артемиду, Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты.
Миф об Актеоне – одно из самых известных древних сказаний, связанных с богиней Артемидой.
Согласно ему, в одной тенистой и прохладной долине, посвященной Артемиде, протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью. Уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья. Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда целомудренная Артемида и ее спутницы-нимфы весело резвились и плескались в воде.
Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть ее наготу от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц. Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Артемиду».
Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, он побежал он и упал в изнеможении на берегу реки. Взглянув в воду, Актеон увидел там оленя, в которого он превратился. Он хотел устремиться дальше, но собственные собаки кинулись на него и разорвали в клочки.
В искусстве Актеон никогда не изображался в виде оленя, а только с небольшими рогами, указывавшими, что превращение началось. Много живописцев пользовалось этим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа II свою знаменитую картину «Артемида и Актеон». Филиппе Лори, Пеленбург, Альбано написали несколько картин на ту же тему. Французский художник Лезюэр написал очень известную по репродукциям картину «Артемида, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Артемиду, Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты.