Комедия Грибоедова "Горе от ума", написанная в первой половине 19го века, с действующими лицами из того же времени, нисколько не устарела. Даже сейчас, в веке 21-м, она вполне актуальна, причем во многом благодаря любовной линии. Классический "любовный треугольник" - вот уж что совершенно не подвластно времени! Может несколько раз измениться общественный строй, но любить и страдать от неразделенной любви люди будут так же, как и двести лет назад.
Отвергнутый влюбленный Чацкий, Софья, любящая другого... По их репликам можно предполагать, что каждый из них вкладывает в понятие "любовь". Картина получается интересная: они совершенно по-разному понимают это слово. Пылкий, искренний Чацкий любит горячо и страстно - и не представляет, что может быть по-другому. В сцене их разговора в 3 действии, где Чацкий все-таки "вынудил признанье" у Софьи в том, что она любит Молчалина (и, конечно, не поверил ему), он спрашивает девушку:
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
Душою - вы, вам угожденье?..
Именно так он понимает любовь - и никак иначе. А ведь Софья другая, и любит она по-другому. "Бог нас свел" - говорит она о себе с Молчалиным. Начитавшись французских романов, Софья идеализирует любимого. Она ценит в нем то, что Чацкий высмеивает. Например, вот Софья хвалит Молчалина:
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
Вот я за что его люблю.
А Чацкий не верит ей и тут же говорит "в сторону": "Шалит, она его не любит". Он просто не может поверить, что умная девушка Софья полюбила "жалчайшее созданье". А нечего было на три года уезжать и писем не писать. Конечно, Софья изменилась. Оставлял Чацкий 14-15-летнюю девочку, а вернулся ко взрослой девушке. Ее характер формировался в доме отца, где ее круг общения был жестко ограничен. Плюс романы, которые она любила читать. Как тут ей было не влюбиться в Молчалина? В отличие от Чацкого, Молчалин знал, что сказать и где смолчать, чтобы понравиться Софье. А пылкость Чацкого Софью просто пугает. "Вот нехотя с ума свела!" - говорит она.
Любовная линия в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" очень важна, на мой взгляд, потому, что именно она делает действие непрерывным, задает направление. Наблюдая взаимоотношения Софьи и Чацкого, читатель или зритель убеждается в том, что представления о любви у них совершенно различны. Неудивительно: все люди разные, и странно ожидать от другого человека полного совпадения взглядов на что бы то ни было.
Чацкий отличается живостью нрава, пылкостью и эмоциональностью. Он открыт и искренен, а его бьющая фонтаном энергия даже смущает Софью. По мнению Чацкого, любовь должна быть пылкой, ей следует отдаваться полностью, без остатка. Узнав о чувствах Софьи к Молчалину, Чацкий долго не верит этому. Для Чацкого если любить, то до самозабвения. Три года его отсутствия никак не остудили его чувств. В третьем действии 5 части он спрашивает Софью:
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
Душою - вы, вам угожденье?..
Софья же тяготится такой любовью Чацкого. Об этом говорит ее реплика "в сторону": "Вот нехотя с ума свела!"
Чацкий не учел, что Софья изменилась. Да и представление о любви у нее иное. Когда она в том же пятом действии описывает достоинства Молчалина, на ум приходит английская поговорка "Красота в глазах смотрящего". Софью привлекает его скромность, застенчивость (вернее то, что она считает скромностью и застенчивостью - о подлинной натуре Молчалина она узнает случайно и очень скоро). "Я не старалась, Бог нас свел." - говорит Софья. И действительно: это Чацкий мог путешествовать, а Софья три года была дома, изредка выезжая на балы. Единственная отдушина - французские романы. Так что круг общения Софьи был узок, и Молчалин просто вовремя оказался рядом. Софья в него влюбилась, и ради этой любви она готова на многое - и врать отцу, и отомстить Чацкому за издевательские слова о своем кумире.
Любовь в понимании Чацкого и Софьи
Комедия Грибоедова "Горе от ума", написанная в первой половине 19го века, с действующими лицами из того же времени, нисколько не устарела. Даже сейчас, в веке 21-м, она вполне актуальна, причем во многом благодаря любовной линии. Классический "любовный треугольник" - вот уж что совершенно не подвластно времени! Может несколько раз измениться общественный строй, но любить и страдать от неразделенной любви люди будут так же, как и двести лет назад.
Отвергнутый влюбленный Чацкий, Софья, любящая другого... По их репликам можно предполагать, что каждый из них вкладывает в понятие "любовь". Картина получается интересная: они совершенно по-разному понимают это слово. Пылкий, искренний Чацкий любит горячо и страстно - и не представляет, что может быть по-другому. В сцене их разговора в 3 действии, где Чацкий все-таки "вынудил признанье" у Софьи в том, что она любит Молчалина (и, конечно, не поверил ему), он спрашивает девушку:
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
Душою - вы, вам угожденье?..
Именно так он понимает любовь - и никак иначе. А ведь Софья другая, и любит она по-другому. "Бог нас свел" - говорит она о себе с Молчалиным. Начитавшись французских романов, Софья идеализирует любимого. Она ценит в нем то, что Чацкий высмеивает. Например, вот Софья хвалит Молчалина:
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
Вот я за что его люблю.
А Чацкий не верит ей и тут же говорит "в сторону": "Шалит, она его не любит". Он просто не может поверить, что умная девушка Софья полюбила "жалчайшее созданье". А нечего было на три года уезжать и писем не писать. Конечно, Софья изменилась. Оставлял Чацкий 14-15-летнюю девочку, а вернулся ко взрослой девушке. Ее характер формировался в доме отца, где ее круг общения был жестко ограничен. Плюс романы, которые она любила читать. Как тут ей было не влюбиться в Молчалина? В отличие от Чацкого, Молчалин знал, что сказать и где смолчать, чтобы понравиться Софье. А пылкость Чацкого Софью просто пугает. "Вот нехотя с ума свела!" - говорит она.
Любовь в понимании Чацкого и Софьи
Любовная линия в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" очень важна, на мой взгляд, потому, что именно она делает действие непрерывным, задает направление. Наблюдая взаимоотношения Софьи и Чацкого, читатель или зритель убеждается в том, что представления о любви у них совершенно различны. Неудивительно: все люди разные, и странно ожидать от другого человека полного совпадения взглядов на что бы то ни было.
Чацкий отличается живостью нрава, пылкостью и эмоциональностью. Он открыт и искренен, а его бьющая фонтаном энергия даже смущает Софью. По мнению Чацкого, любовь должна быть пылкой, ей следует отдаваться полностью, без остатка. Узнав о чувствах Софьи к Молчалину, Чацкий долго не верит этому. Для Чацкого если любить, то до самозабвения. Три года его отсутствия никак не остудили его чувств. В третьем действии 5 части он спрашивает Софью:
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
Душою - вы, вам угожденье?..
Софья же тяготится такой любовью Чацкого. Об этом говорит ее реплика "в сторону": "Вот нехотя с ума свела!"
Чацкий не учел, что Софья изменилась. Да и представление о любви у нее иное. Когда она в том же пятом действии описывает достоинства Молчалина, на ум приходит английская поговорка "Красота в глазах смотрящего". Софью привлекает его скромность, застенчивость (вернее то, что она считает скромностью и застенчивостью - о подлинной натуре Молчалина она узнает случайно и очень скоро). "Я не старалась, Бог нас свел." - говорит Софья. И действительно: это Чацкий мог путешествовать, а Софья три года была дома, изредка выезжая на балы. Единственная отдушина - французские романы. Так что круг общения Софьи был узок, и Молчалин просто вовремя оказался рядом. Софья в него влюбилась, и ради этой любви она готова на многое - и врать отцу, и отомстить Чацкому за издевательские слова о своем кумире.