Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?
Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о святых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели житийного жанра ориентировались на Священное Писание, образы которого, и прежде всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — канону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих святых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии. Повествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конкретного человека во всех ее деталях и подробностях, а некое обобщенное воплощение святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали представлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытового, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литература стремилась к поучительному воздействию на читателя.
Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?
Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах; завершалось житие похвалой святому.
Найдите в тексте портретную характеристику Александра Невского. Какой прием использует автор жития, давая характеристику герою? С какими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи выбраны автором для сравнения?
Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Ве который покорил всю землю Иудейскую».
Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с многочисленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших человеческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, обладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соломон — царь Израильско-иудейского государства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его Соломон попросил не богатства и славы, а мудрости. Богу понравилась его и он наделил Соломона мудростью и даже умением понимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился справедливым судом и мудрыми изречениями. Ве Тит Флавий (9-79) — римский полководец, подавлявший восстание в Иудее, император, известный воинскими победами.
Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчеркивает его особенность, исключительность, идеальность.
Какие эпизоды жития вызывают эмоциональный подъем у читателя? Почему? Какие художественные приемы возникновению такого сильного впечатления?
Эпизод о явлении святых Бориса и Глеба, без сомнения, оказывает сильное воздействие на читателя так же, как и описание посмертного чуда. Автор жития реализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной веры и вызвать чувство восторга, эмоциональный подъем.
1Наташа и Вера подруги, одноклассники зовут их Иголка с Ниткой
2Вере нравится мальчик Эдик и Наташа конечно знает об этом
3Наташа предлагает сходить в Большой театр
4Наташа смущенно говорит, что приехали родственники и девочки решают отдать билеты им
5Вера идет в Большой театр узнать когда будет идти "Садко" и видит Наташу с Эдиком, которые заходят в театр
6Вера чувствует себя обманутой и обиженной. Не отвечает на звонки Наташи.
7Девочки едут вместе в лагерь Вера избегает Наташу - едет в другом автобусе, не записывается в драмкружок, не идет за водой для цветов
8Вера рассказывает об обмане Майе. Майя предлагает сказать Наташе, что обман раскрыт, но Вера отказывается, говоря, что теперь между ними никогда не будет доверия
9К Вере подходит Эдик. Он говорит, что спектакль ему не понравилась и спрашивает, что за чехарда у них тогда случилась.
10Вера узнает, что родственники Наташи не захотели в театр и Наташа бегала к ней, чтобы позвать театр. Но Вера уже ушла и Наташа по дороге в театр встретила Эдика и позвала его
11Вере стыдно, что она заподозрила подругу во лжи
12Вера извиняется перед Наташей и счастливые девочки ложатся спать.
Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о святых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели житийного жанра ориентировались на Священное Писание, образы которого, и прежде всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — канону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих святых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии. Повествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конкретного человека во всех ее деталях и подробностях, а некое обобщенное воплощение святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали представлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытового, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литература стремилась к поучительному воздействию на читателя.
Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?
Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах; завершалось житие похвалой святому.
Найдите в тексте портретную характеристику Александра Невского. Какой прием использует автор жития, давая характеристику герою? С какими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи выбраны автором для сравнения?
Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Ве который покорил всю землю Иудейскую».
Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с многочисленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших человеческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, обладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соломон — царь Израильско-иудейского государства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его Соломон попросил не богатства и славы, а мудрости. Богу понравилась его и он наделил Соломона мудростью и даже умением понимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился справедливым судом и мудрыми изречениями. Ве Тит Флавий (9-79) — римский полководец, подавлявший восстание в Иудее, император, известный воинскими победами.
Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчеркивает его особенность, исключительность, идеальность.
Какие эпизоды жития вызывают эмоциональный подъем у читателя? Почему? Какие художественные приемы возникновению такого сильного впечатления?
Эпизод о явлении святых Бориса и Глеба, без сомнения, оказывает сильное воздействие на читателя так же, как и описание посмертного чуда. Автор жития реализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной веры и вызвать чувство восторга, эмоциональный подъем.
1Наташа и Вера подруги, одноклассники зовут их Иголка с Ниткой
2Вере нравится мальчик Эдик и Наташа конечно знает об этом
3Наташа предлагает сходить в Большой театр
4Наташа смущенно говорит, что приехали родственники и девочки решают отдать билеты им
5Вера идет в Большой театр узнать когда будет идти "Садко" и видит Наташу с Эдиком, которые заходят в театр
6Вера чувствует себя обманутой и обиженной. Не отвечает на звонки Наташи.
7Девочки едут вместе в лагерь Вера избегает Наташу - едет в другом автобусе, не записывается в драмкружок, не идет за водой для цветов
8Вера рассказывает об обмане Майе. Майя предлагает сказать Наташе, что обман раскрыт, но Вера отказывается, говоря, что теперь между ними никогда не будет доверия
9К Вере подходит Эдик. Он говорит, что спектакль ему не понравилась и спрашивает, что за чехарда у них тогда случилась.
10Вера узнает, что родственники Наташи не захотели в театр и Наташа бегала к ней, чтобы позвать театр. Но Вера уже ушла и Наташа по дороге в театр встретила Эдика и позвала его
11Вере стыдно, что она заподозрила подругу во лжи
12Вера извиняется перед Наташей и счастливые девочки ложатся спать.