Фамусов — это состоявшаяся личность, имеющая статус и уважение в обществе. Достиг положения не самыми лучшими
Это лицемер, который постоянно меняет своё мнение. Он добрый отец, приветливый хозяин. Стал для молодёжи образцом для подражания. В его образе представлен результат, к которому стремится Молчалин.
Молчалин является представителем нового поколения, которое хочет следовать заветам отцов и во всём потакать высшему обществу.
Он безмолвен и кроток, но не совсем глуп. Действия его нацелены на результат и для этого возможны все методы: ложь, пресмыкательство и кротость.
Молчалин — это лицо новых чиновников, которые служат не ради отечества, а ради своей выгоды. И он добьётся своего.
И сегодня встречаются личности, похожие на Фамусова и Молчалина. Их нельзя искоренить из общества навсегда. Мир не может быть представлен только положительными людьми. Борьба двух миров будет всегда.
«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы картина нравов». (И.А. Гончаров) Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством. Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! «Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие. Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,— говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,— писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою. И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.
Фамусов — это состоявшаяся личность, имеющая статус и уважение в обществе. Достиг положения не самыми лучшими
Это лицемер, который постоянно меняет своё мнение. Он добрый отец, приветливый хозяин. Стал для молодёжи образцом для подражания. В его образе представлен результат, к которому стремится Молчалин.
Молчалин является представителем нового поколения, которое хочет следовать заветам отцов и во всём потакать высшему обществу.
Он безмолвен и кроток, но не совсем глуп. Действия его нацелены на результат и для этого возможны все методы: ложь, пресмыкательство и кротость.
Молчалин — это лицо новых чиновников, которые служат не ради отечества, а ради своей выгоды. И он добьётся своего.
И сегодня встречаются личности, похожие на Фамусова и Молчалина. Их нельзя искоренить из общества навсегда. Мир не может быть представлен только положительными людьми. Борьба двух миров будет всегда.