в Как, по-твоему, похожи ли первое и вто- рое появление Огневушки-поскакушки? Что происходит нового? в Верит ли дедко Ефим в то, что они с Федюнькой найдут золото? Как ты пони- маешь его слова о счастье: за счастьем го- няться», «счастье пытать», «счастье открыть, «обманное счастье», «счастье - людям смех»? и Подумай, почему не слабеет вера в Огне- вушку у мальчика.
Когда не в шутку занемог,b
Он уважать себя заставил A
И лучше выдумать не мог.b
Его пример другим наука;C
Но, боже мой, какая скука C
С больным сидеть и день и ночь,d
Не отходя ни шагу прочь!d
Какое низкое коварство E
Полуживого забавлять,f
Ему подушки поправлять,f
Печально подносить лекарство,E
Вздыхать и думать про себя:g
Когда же чёрт возьмёт тебя?g»
AbAb - перехресная; CCdd - парная; EffE - кольцевая; gg - парная.
(прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).
Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь:
Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
Мать и дитя - это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать - это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее. Фашисты стремятся уничтожить и будущее, и саму природу. И земля не в силах вынести этот позор, «варварство такое». Стихотворение имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается оно мотивом гибели беззащитных людей, смерти матерей с детьми. Поэт использует свободную строфику, различные средства художественной выразительности: эпитеты: «бессильных женщин», «мутный дождь», «солнце скорбное», «мощный дуб», олицетворение: «плакали, как дети, реки…», «солнце скорбное… детей поцеловало…», «И в ярости рыдала мать-Земля…», инверсию: «Гневно бушевала Его листва…», сравнение: «Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи», анафору: «Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!».