А.Блок писал: «Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит еще службу людям будущего? Надеемся». – А.Блок говорит о том, что нельзя забывать все то трагическое, что пережила наша страна. И мы не должны забывать про горе и страдание народа, про Великую Отечественную войну, потому что в стихах, написанных в период 1941–1945 гг., передана любовь к родине и ненависть к врагам, оптимизм и вера в победу.
7. Такая поэзия не может быть забыта, поэтому наша задача – пронаблюдать, анализируя стихи тех роковых лет, как поэты вносили свой вклад в Великую Победу, каким образом они народу и будили в душах людей патриотические чувства. Мы не ставим задачу, которую нельзя было бы выполнить, поэтому, к сожалению, мы сможет прокомментировать лишь часть стихов, написанных в 1941–1945 гг. разными поэтами.
8. Охарактеризуйте ощущения и стремления людей в первые дни войны. – Небывалый патриотический подъем охватил всех людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, девушки и женщины, желавшие отправиться на фронт. Каждый доброволец осознавал, что никто не защитит родину, кроме них самих.
9. Определите настроение стихотворения Демьяна Бедного «Я верю в свой народ», написанное в 1941 г. (см. раздаточный материал). – Все стихотворение проникнуто верой в победу русских людей. Это настроение ощущается уже в названии. Именно оптимизм в дальнейшем победить врага.
10. Проанализируйте принцип построения стихотворения. – Антитеза. Почему автор применяет именно противопоставление? – Потому что наиболее тяжелые испытания вызывают у человека самые сильные эмоции: любовь и ненависть, - которые рождают противоположные образы: враг и друг.
11. Как характеризуется враг в стихотворении Бедного? – Фашист, лихой враг, фашистская змея, фашистская орава, проклятый гнойник. О чем говорит подобный синонимичный ряд? – В слове «фашист» имеется суффикс, указывающий на человека, а в словосочетании «фашистская змея» уже нет человека, а есть лишь пресмыкающееся перед фашистской идеей. «Лихие враги» - приносящие беду, злые, а на Руси лихим человеком называли разбойника, таковы по сути своей фашистские захватчик. «Орава» - это беспорядочное и шумное скопление людей, ослепленных фашизмом, но нет народа в его единстве (в отличие от русских). «Проклятый гнойник» - это болезненное место в судьбе человечества, которое надо вскрыть, и тогда всем станет легче.
12. чем беда немецкого народа? – В выборе пути, в том, что тешется «немецкою химерой», в том, что отравил мир «смертельною отравой».
13. Почему так крепка вера лирического героя в Победу? – Потому что вера эта тысячелетняя, несокрушимая, потому что для этого народа слово «родина» свято, потому что он много испытал, «был путь его тернист», при этом в русских людях есть «живучесть», «могучесть». Герой приходит к мысли, что «мы ведь не одни», «во вражеском тылу тревожные огни». А испытываешь тревогу лишь тогда, когда дело твое «неправое». Именно вера в свой выдающийся народ, в справедливость оборонительной войны позволяет осознавать, что Победа обязательно будет.
14. Чем отличается настроение и стиль стихотворения Михаила Дудина «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…» от произведения Демьяна Бедного? – У Д. Бедного стихотворение написано в возвышенном стиле и приподнятом настроении, наполненном ненавистью к врагу, а в стихотворении Дудина стиль и настроение совсем иные. Оно построено на контрасте окружающего мира и души лирического героя, уставшего от войны. Особый реализм проявляется в описании обыденных образов войны: «грязь, и бред, и вши в траншеях», «обугленные площади земли», пелена пепла и «протухли трупы и свернулась кровь». Поистине страшная картина!
15. В чем особенность повествования в стихотворении? – Лирический герой ведет беседу со своей душой, этот своеобразный диалог-монолог найти ответы на самые сложные во Какие еще образы противопоставлены в стихотворении? – «Грязь» сегодняшнего дня и «розовое облако вдали» как символ надежды на лучшее. Душа, которая «ослепла от черствых слез» и прозревает вновь, - образ, напоминающий, что уничтожить вечные ценности невозможно. Войне противопоставлена весна (как символ мира и возрождения). А трясогузка, которая «весело уселась на лафет», является полной противоположностью пушке – символу войны.
17. Какую фразу вы бы назвали ключевой, определяющей настрой героя на Победу, на мирную жизнь? – В этом стихотворении мы не найдем громких слов, торжественных призывов к победе. Но уверенность героя в том, что «давно пора» прийти к миру, освободить свою землю от захватчиков, чувствуется именно в последних строчках.
12-летний грэй - «ему шел уже двенадцатый год, когда все намеки его души, все разрозненные черты духа и оттенки тайных порывов соединились в одном сильном моменте и тем получив стройное выражение стали неукротимым желанием. до этого он как бы находил лишь отдельные части своего сада — просвет, тень, цветок, дремучий и пышный ствол — во множестве садов иных, и вдруг увидел их ясно, все — в прекрасном, поражающем соответствии.»
«это случилось в библиотеке.»
«обернувшись к выходу, грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. »
«не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе грэя, пока он смотрел картину. вдруг показалось ему, что слева подошел, став рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа. грэй знал это. но он не погасил воображения, а прислушался. беззвучный голос выкрикнул несколько отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы долгих обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. все это грэй слышал внутри себя. он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную паутину фантазии; связь с бурей исчезла.
грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана.»
«такое представление о капитане, такой образ и такая истинная действительность его положения заняли, по праву душевных событий, главное место в блистающем сознании грэя. никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни, между тем как высоко в небе то южный крест, то медведица, и все материки — в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с ее книгами, картинами, письмами и сухими цветами, обвитыми шелковистым локоном в замшевой ладанке на твердой груди.»
15-летний грэй - «осенью, на пятнадцатом году жизни, артур грэй тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря. в скорости из порта дубельт вышла в марсель шкуна «ансельм», увозя юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девочки. этот юнга был грэй, обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами.»
«в течение года, пока «ансельм» посещал францию, америку и испанию, грэй промотал часть своего имущества на пирожном, отдавая этим дань а остальную часть — для настоящего и будущего — проиграл в карты. он хотел быть «дьявольским» моряком. он, задыхаясь, пил водку, а на купаньи, с замирающим сердцем, прыгал в воду головой вниз с двухсаженной высоты. понемногу он потерял все, кроме главного — своей странной летящей души; он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. и его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб.»
20-летний грэй- «и он продолжал плавать, пока «ансельм» не прибыл с грузом в дубельт, откуда, пользуясь остановкой, двадцатилетний грэй отправился навестить замок.»
еще мало времени, и в порте дубельт вечерняя звезда сверкнула над черной линией новой мачты. то был «секрет», купленный грэем; трехмачтовый галиот в двести шестьдесят тонн. так, капитаном и собственником корабля артур грэй плавал еще четыре года, пока судьба не привела его в Лисс. но он уже навсегда запомнил тот короткий грудной смех, полный сердечной музыки, каким встретили его дома, и раза два в год посещал замок, оставляя женщине с серебряными волосами нетвердую уверенность в том, что такой большой мальчик справится с своими игрушками. »
А.Блок писал: «Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит еще службу людям будущего? Надеемся». – А.Блок говорит о том, что нельзя забывать все то трагическое, что пережила наша страна. И мы не должны забывать про горе и страдание народа, про Великую Отечественную войну, потому что в стихах, написанных в период 1941–1945 гг., передана любовь к родине и ненависть к врагам, оптимизм и вера в победу.
7. Такая поэзия не может быть забыта, поэтому наша задача – пронаблюдать, анализируя стихи тех роковых лет, как поэты вносили свой вклад в Великую Победу, каким образом они народу и будили в душах людей патриотические чувства. Мы не ставим задачу, которую нельзя было бы выполнить, поэтому, к сожалению, мы сможет прокомментировать лишь часть стихов, написанных в 1941–1945 гг. разными поэтами.
8. Охарактеризуйте ощущения и стремления людей в первые дни войны. – Небывалый патриотический подъем охватил всех людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, девушки и женщины, желавшие отправиться на фронт. Каждый доброволец осознавал, что никто не защитит родину, кроме них самих.
9. Определите настроение стихотворения Демьяна Бедного «Я верю в свой народ», написанное в 1941 г. (см. раздаточный материал). – Все стихотворение проникнуто верой в победу русских людей. Это настроение ощущается уже в названии. Именно оптимизм в дальнейшем победить врага.
10. Проанализируйте принцип построения стихотворения. – Антитеза. Почему автор применяет именно противопоставление? – Потому что наиболее тяжелые испытания вызывают у человека самые сильные эмоции: любовь и ненависть, - которые рождают противоположные образы: враг и друг.
11. Как характеризуется враг в стихотворении Бедного? – Фашист, лихой враг, фашистская змея, фашистская орава, проклятый гнойник. О чем говорит подобный синонимичный ряд? – В слове «фашист» имеется суффикс, указывающий на человека, а в словосочетании «фашистская змея» уже нет человека, а есть лишь пресмыкающееся перед фашистской идеей. «Лихие враги» - приносящие беду, злые, а на Руси лихим человеком называли разбойника, таковы по сути своей фашистские захватчик. «Орава» - это беспорядочное и шумное скопление людей, ослепленных фашизмом, но нет народа в его единстве (в отличие от русских). «Проклятый гнойник» - это болезненное место в судьбе человечества, которое надо вскрыть, и тогда всем станет легче.
12. чем беда немецкого народа? – В выборе пути, в том, что тешется «немецкою химерой», в том, что отравил мир «смертельною отравой».
13. Почему так крепка вера лирического героя в Победу? – Потому что вера эта тысячелетняя, несокрушимая, потому что для этого народа слово «родина» свято, потому что он много испытал, «был путь его тернист», при этом в русских людях есть «живучесть», «могучесть». Герой приходит к мысли, что «мы ведь не одни», «во вражеском тылу тревожные огни». А испытываешь тревогу лишь тогда, когда дело твое «неправое». Именно вера в свой выдающийся народ, в справедливость оборонительной войны позволяет осознавать, что Победа обязательно будет.
14. Чем отличается настроение и стиль стихотворения Михаила Дудина «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…» от произведения Демьяна Бедного? – У Д. Бедного стихотворение написано в возвышенном стиле и приподнятом настроении, наполненном ненавистью к врагу, а в стихотворении Дудина стиль и настроение совсем иные. Оно построено на контрасте окружающего мира и души лирического героя, уставшего от войны. Особый реализм проявляется в описании обыденных образов войны: «грязь, и бред, и вши в траншеях», «обугленные площади земли», пелена пепла и «протухли трупы и свернулась кровь». Поистине страшная картина!
15. В чем особенность повествования в стихотворении? – Лирический герой ведет беседу со своей душой, этот своеобразный диалог-монолог найти ответы на самые сложные во Какие еще образы противопоставлены в стихотворении? – «Грязь» сегодняшнего дня и «розовое облако вдали» как символ надежды на лучшее. Душа, которая «ослепла от черствых слез» и прозревает вновь, - образ, напоминающий, что уничтожить вечные ценности невозможно. Войне противопоставлена весна (как символ мира и возрождения). А трясогузка, которая «весело уселась на лафет», является полной противоположностью пушке – символу войны.
17. Какую фразу вы бы назвали ключевой, определяющей настрой героя на Победу, на мирную жизнь? – В этом стихотворении мы не найдем громких слов, торжественных призывов к победе. Но уверенность героя в том, что «давно пора» прийти к миру, освободить свою землю от захватчиков, чувствуется именно в последних строчках.
12-летний грэй - «ему шел уже двенадцатый год, когда все намеки его души, все разрозненные черты духа и оттенки тайных порывов соединились в одном сильном моменте и тем получив стройное выражение стали неукротимым желанием. до этого он как бы находил лишь отдельные части своего сада — просвет, тень, цветок, дремучий и пышный ствол — во множестве садов иных, и вдруг увидел их ясно, все — в прекрасном, поражающем соответствии.»
«это случилось в библиотеке.»
«обернувшись к выходу, грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. »
«не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе грэя, пока он смотрел картину. вдруг показалось ему, что слева подошел, став рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа. грэй знал это. но он не погасил воображения, а прислушался. беззвучный голос выкрикнул несколько отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы долгих обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. все это грэй слышал внутри себя. он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную паутину фантазии; связь с бурей исчезла.
грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана.»
«такое представление о капитане, такой образ и такая истинная действительность его положения заняли, по праву душевных событий, главное место в блистающем сознании грэя. никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни, между тем как высоко в небе то южный крест, то медведица, и все материки — в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с ее книгами, картинами, письмами и сухими цветами, обвитыми шелковистым локоном в замшевой ладанке на твердой груди.»
15-летний грэй - «осенью, на пятнадцатом году жизни, артур грэй тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря. в скорости из порта дубельт вышла в марсель шкуна «ансельм», увозя юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девочки. этот юнга был грэй, обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами.»
«в течение года, пока «ансельм» посещал францию, америку и испанию, грэй промотал часть своего имущества на пирожном, отдавая этим дань а остальную часть — для настоящего и будущего — проиграл в карты. он хотел быть «дьявольским» моряком. он, задыхаясь, пил водку, а на купаньи, с замирающим сердцем, прыгал в воду головой вниз с двухсаженной высоты. понемногу он потерял все, кроме главного — своей странной летящей души; он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. и его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб.»
20-летний грэй- «и он продолжал плавать, пока «ансельм» не прибыл с грузом в дубельт, откуда, пользуясь остановкой, двадцатилетний грэй отправился навестить замок.»
еще мало времени, и в порте дубельт вечерняя звезда сверкнула над черной линией новой мачты. то был «секрет», купленный грэем; трехмачтовый галиот в двести шестьдесят тонн. так, капитаном и собственником корабля артур грэй плавал еще четыре года, пока судьба не привела его в Лисс. но он уже навсегда запомнил тот короткий грудной смех, полный сердечной музыки, каким встретили его дома, и раза два в год посещал замок, оставляя женщине с серебряными волосами нетвердую уверенность в том, что такой большой мальчик справится с своими игрушками. »