.На кого похожа Лена? (Лена очень похожа на Марию Николаевну Бессольцеву (Машку), сестру Николая Николаевича, изображённую на картине). 2.Можно ли сказать, что эти два человека- Лена и Машка похожи не только внешне, но и внутренне? (Да, два этих человека похожи между собой и внешне и внутренне: Лена такая же святая душа со своей предельной преданностью дружбе, с её самоотдачей другим людям. Лена, как и Машка, - жертвенница). 3.Какова самая большая жертва Лены? (Девочка пожертвовала своей честью, запятнала её, чтобы Димку). 4.Лена сталкивается с жестокостью одноклассников… Но становится ли она подобной им? (Нет, несмотря на всё произошедшее, душа Лены не зачерствела, в ней не проросли зёрна жестокости, занесенные детьми, среди которых она находится). 5.Что или кто Лене сохранить чистоту души и сердца? В чём заключается Дедушка. Он разъясняет Лене, что не все подростки так уж плохи, как кажется на первый взгляд. Именно он растолковывает внучке понятие милосердия, пусть даже по-своему. И Лена, впитав дедушкины истины, не может, не желает губить другого человека, даже если этот человек виновен в её страданиях. Лена остаётся благородным человеком до конца). 6.Чем заканчивается повесть? (Лена с дедушкой уезжают из города). 7.Что происходит в душах ребят, когда Лена уходит навсегда из их класса? (У ребят, пусть не у всех, но появляется тоска по человеческой чистоте. Пускай поздно, но они просят для искупления своей вины прощения у Лены, когда её уже нет рядом с ними). 8.Как вы думаете, что произойдёт дальше с ребятами? Оставит ли эта история в их душе след и какой? (Они изменятся, но не все. Человеком вырастет Васильев, произойдёт перелом в душе Рыжего и Лохматого, но Шмакова, скорее всего, не изменится никогда) .
1. Назовите жанр произведения. 2. Как называется повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности: Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии летали, и беспрерывно гром гремел? 3. Напишите название термина, обозначающего скрытое сравнение: «Своей и вражьей кровью смыв все преступленья буйной жизни». 4. Укажите название изобразительно-выразительного средства: «Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой». 5. Назовите героя произведений устного народного творчества, которому уподобляется Ермак. 6. События какого века изображены в произведении? 7. Как называются художественные определения в произведении: «страна суровая и угрюмая», «дикий берег», «громкозвучная слава»? 8.Укажите название художественного приема: в тексте трижды используется словосочетание «Ревела буря…». 9.Как называется средство иносказательной выразительности: «С Кучумом буря не дремала»? 10. Определите размер, которым написано стихотворение. 1. дума 2. аллитерация 3. метафора 4. сравнение 5. богатырь 6. 16 7.эпитеты 8. повтор 9. олицетворение 10. ямб
2. Как называется повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности: Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии летали, и беспрерывно гром гремел?
3. Напишите название термина, обозначающего скрытое сравнение: «Своей и вражьей кровью смыв все преступленья буйной жизни».
4. Укажите название изобразительно-выразительного средства: «Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой».
5. Назовите героя произведений устного народного творчества, которому уподобляется Ермак.
6. События какого века изображены в произведении?
7. Как называются художественные определения в произведении: «страна суровая и угрюмая», «дикий берег», «громкозвучная слава»?
8.Укажите название художественного приема: в тексте трижды используется словосочетание «Ревела буря…».
9.Как называется средство иносказательной выразительности: «С Кучумом буря не дремала»?
10. Определите размер, которым написано стихотворение.
1. дума
2. аллитерация
3. метафора
4. сравнение
5. богатырь
6. 16
7.эпитеты
8. повтор
9. олицетворение
10. ямб