в какую эпоху происходит действие поэмы? Что вам известно об этом времени. Подготовьте небольшое письменное сообщение. (Лермонтов"Песня про царя Ивана Васильевича")
«Герой нашего Главный герой этого романа — молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Лермонтов нарисовал портрет, составленный из пороков того времени: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?»
С первых же страниц мне понятно, что он — человек с большими странностями, так как сам Максим Максимыч говорит: «...Григорий Александрович был странен. Например, сидит у себя в комнате, ветер качнёт, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха...» Но, читая дальше, я считаю, что Печорин совершенно напрасно обижает невинных людей и беспощадно ломает судьбы окружающих его женщин. Ведь Бэла трагично погибает, а княжна Мери и Вера испытывают много горя и страданий. Однако все становится на свои места после прочтения дневника Печорина, где он раскрывает свои мысли, высмеивает свои пороки. Все объяснено в этом дневнике: его поступки и характер. Печорин — герой своего времени и его жертва. «Пробегаю в памяти всё моё и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни», — такой итог своей жизни подводит Печорин перед дуэлью с Грушницким. Таким образом, к Печорину нельзя относиться однозначно. Он вызывает двойственное чувство. С одной стороны, Печорин достоин самого строго осуждения за отношение к княжне Мери, к Бэле и к Вере, к Максиму Максимычу, но, с другой стороны, он живет в обществе, которое сделало его таким, а потому Печорин достоин и сочувствия. Печорин ироничен, злопамятен, но в то же время образован, умен, храбр. Мне нравится в Печорине то, что он умеет критически оценивать свои поступки, но мне трудно принять его равнодушие, эгоизм, не любить, то, что он тратит свои силы на поступки, которые приносят страдания другим.
«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя. Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться...»
Но я вижу, что и сам он глубоко и сильно страдает. Все эти качества создают сложный и противоречивый характер. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...» По Белинскому, это противоречие вызвано «глубокостью натуры и жал костью действий одного и того же человека». Также критик назвал Печорина страдающим эгоистом. Он принадлежит к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находится ни места, ни дома. Это человек, беспокойный дух которого «требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли». Только природа приносит ему радость, бескрайние просторы моря. На берегу же он чувствует себя одиноким, он томится и скучает. «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенная на берег, она скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце». Но мечта его не сбылась. На последних страницах новеллы «Фаталист» Печорин называет себя и своё поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, не к более великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья...» Вот главная причина того, что сделало Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Это «ничтожные споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», это споры, разделяющие людей на господ и рабов.
Печорин судит свое поколение, которое не верит в себя. Он понимает, что это безверие в итоге оборачивается роком, которое парализуют волю представителей его поколения, а потому сам не подчиняется диктату общества и своего времени. Поэтому-то Печорин — герой времени в истинном смысле.
Все главные события, составляющие основу сюжета "Мертвых душ", протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета - приезд Чичикова в губернский город. Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них "мертвые души".
Казна проводила перепись крепостного населения один раз в десять - пятнадцать лет. Между переписями ("ревизскими сказками") за помещиками числилось установленное количество ревизских душ. Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми по следующей переписи. "Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые", - говорит Чичиков ошеломленному Манилову.
Чичиков приобретает умерших крестьян затем, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.
Все поздравляют нового "херсонского помещика" с приобретением крепостных: "Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любезнейший Павел Иванович! Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятиях". Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, животному страху, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки "почтеннейшего Павла Ивановича". Чичиков в результате поспешно, крадучись, покидает город.
Итак, что же представляет собой этот герой?
В отличие от владельцев усадеб, людей инертных и косных, предприимчивый Чичиков не знает покоя. Он со школьных лет охвачен жаждой активного стяжательства. Гоголь подробно рассказывает, как формировался характер героя. Мальчик, усвоив наставления отца, уже в школе проявил изворотливость, железную выдержку и низость души. Мелкими спекуляциями он "сделал приращения" с полтины, подаренной отцом: "Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой". Мешочек с деньгами заменил ему дружбу, честь и совесть.
Поприще чиновника постепенно открыло Чичикову более широкие возможности для обогащения. Мелкие спекуляции сменились махинациями крупного масштаба. Чичиков занимается такими делами, "которым свет дает название не очень чистых".
Почти все его "дела" кончаются крахом. Но вот что характерно: Чичиков не испытывает угрызений совести и не падает духом. Скрыв следы преступления и избежав наказания, он с удвоенной энергией принимается за новое нечистое дело: "Ну, что же! - сказал Чичиков, - зацепил - поволок, сорвалось - не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать".
Кто же такой Чичиков? Может быть, это какой-то необыкновенный злодей? Преступник по натуре? Посмотрим, что говорит о нем автор.
В одиннадцатой главе Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла добродетельному герою: "...нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем, чем попало". Но в реальной действительности, в крепостническом обществе, не последнюю роль играют люди-подлецы. Почему их не выставляют "на всенародные очи"? "Нет, - говорит писатель-патриот, - пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца! " Как видим, отношение автора к своему герою предельно ясно.
Чичиков - герой-подлец. "Кто же зевает теперь на должности? Все приобретают", - рассуждает он. Комментируя ход мыслей своего героя, Гоголь замечает, что "в рассуждениях его видна была некоторая сторона справедливости". Справедливость суждения заключается в том, что Чичиков не одинок. Хищники-приобретатели смело врываются в жизнь и начинают хозяйничать в ней. Это дельцы буржуазного склада, хищники по убеждению. Но нелегко раскрыть их подлую сущность, ибо они носят маску добродетельных людей: "Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существов
С первых же страниц мне понятно, что он — человек с большими странностями, так как сам Максим Максимыч говорит: «...Григорий Александрович был странен. Например, сидит у себя в комнате, ветер качнёт, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха...» Но, читая дальше, я считаю, что Печорин совершенно напрасно обижает невинных людей и беспощадно ломает судьбы окружающих его женщин. Ведь Бэла трагично погибает, а княжна Мери и Вера испытывают много горя и страданий. Однако все становится на свои места после прочтения дневника Печорина, где он раскрывает свои мысли, высмеивает свои пороки. Все объяснено в этом дневнике: его поступки и характер. Печорин — герой своего времени и его жертва. «Пробегаю в памяти всё моё и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни», — такой итог своей жизни подводит Печорин перед дуэлью с Грушницким. Таким образом, к Печорину нельзя относиться однозначно. Он вызывает двойственное чувство. С одной стороны, Печорин достоин самого строго осуждения за отношение к княжне Мери, к Бэле и к Вере, к Максиму Максимычу, но, с другой стороны, он живет в обществе, которое сделало его таким, а потому Печорин достоин и сочувствия. Печорин ироничен, злопамятен, но в то же время образован, умен, храбр. Мне нравится в Печорине то, что он умеет критически оценивать свои поступки, но мне трудно принять его равнодушие, эгоизм, не любить, то, что он тратит свои силы на поступки, которые приносят страдания другим.
«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя. Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться...»
Но я вижу, что и сам он глубоко и сильно страдает. Все эти качества создают сложный и противоречивый характер. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...» По Белинскому, это противоречие вызвано «глубокостью натуры и жал костью действий одного и того же человека». Также критик назвал Печорина страдающим эгоистом. Он принадлежит к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находится ни места, ни дома. Это человек, беспокойный дух которого «требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли». Только природа приносит ему радость, бескрайние просторы моря. На берегу же он чувствует себя одиноким, он томится и скучает. «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенная на берег, она скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце». Но мечта его не сбылась. На последних страницах новеллы «Фаталист» Печорин называет себя и своё поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, не к более великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья...» Вот главная причина того, что сделало Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Это «ничтожные споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», это споры, разделяющие людей на господ и рабов.
Печорин судит свое поколение, которое не верит в себя. Он понимает, что это безверие в итоге оборачивается роком, которое парализуют волю представителей его поколения, а потому сам не подчиняется диктату общества и своего времени. Поэтому-то Печорин — герой времени в истинном смысле.
Казна проводила перепись крепостного населения один раз в десять - пятнадцать лет. Между переписями ("ревизскими сказками") за помещиками числилось установленное количество ревизских душ. Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми по следующей переписи. "Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые", - говорит Чичиков ошеломленному Манилову.
Чичиков приобретает умерших крестьян затем, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.
Все поздравляют нового "херсонского помещика" с приобретением крепостных: "Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любезнейший Павел Иванович! Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятиях". Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, животному страху, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки "почтеннейшего Павла Ивановича". Чичиков в результате поспешно, крадучись, покидает город.
Итак, что же представляет собой этот герой?
В отличие от владельцев усадеб, людей инертных и косных, предприимчивый Чичиков не знает покоя. Он со школьных лет охвачен жаждой активного стяжательства. Гоголь подробно рассказывает, как формировался характер героя. Мальчик, усвоив наставления отца, уже в школе проявил изворотливость, железную выдержку и низость души. Мелкими спекуляциями он "сделал приращения" с полтины, подаренной отцом: "Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой". Мешочек с деньгами заменил ему дружбу, честь и совесть.
Поприще чиновника постепенно открыло Чичикову более широкие возможности для обогащения. Мелкие спекуляции сменились махинациями крупного масштаба. Чичиков занимается такими делами, "которым свет дает название не очень чистых".
Почти все его "дела" кончаются крахом. Но вот что характерно: Чичиков не испытывает угрызений совести и не падает духом. Скрыв следы преступления и избежав наказания, он с удвоенной энергией принимается за новое нечистое дело: "Ну, что же! - сказал Чичиков, - зацепил - поволок, сорвалось - не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать".
Кто же такой Чичиков? Может быть, это какой-то необыкновенный злодей? Преступник по натуре? Посмотрим, что говорит о нем автор.
В одиннадцатой главе Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла добродетельному герою: "...нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем, чем попало". Но в реальной действительности, в крепостническом обществе, не последнюю роль играют люди-подлецы. Почему их не выставляют "на всенародные очи"? "Нет, - говорит писатель-патриот, - пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца! " Как видим, отношение автора к своему герою предельно ясно.
Чичиков - герой-подлец. "Кто же зевает теперь на должности? Все приобретают", - рассуждает он. Комментируя ход мыслей своего героя, Гоголь замечает, что "в рассуждениях его видна была некоторая сторона справедливости". Справедливость суждения заключается в том, что Чичиков не одинок. Хищники-приобретатели смело врываются в жизнь и начинают хозяйничать в ней. Это дельцы буржуазного склада, хищники по убеждению. Но нелегко раскрыть их подлую сущность, ибо они носят маску добродетельных людей: "Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существов