В начале и в конце рассказа появляется эпизодический персонаж – Мавра, жена старосты. Объясните функцию такой своеобразной сюжетной рамки. Как история Мавры соотносится с историей о Беликове?
Прочитайте в хрестоматии рассказ современного писателя Вячеслава Пьецуха «Наш человек в футляре» (из цикла «Чехов с нами»). Сравните Серпеева с Беликовым. Укажите общность и различие, используя технологию диаграмма Венна.
- Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка. - Дай мне ягод
- На, бабушка, - говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала:
- Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:
- Раз, два, три,Горшочек, вари!
и он начнет варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему:
- Раз, два, три,Больше не вари!
и он перестанет варить.
бабушка, - сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.
Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.
Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:
- Раз, два, три,Горшочек, вари!
Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит и варит кашу. Как его остановить?
Нужно было сказать:
- Раз, два, три,Больше не вари!
да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он все варит и варит.Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу - горячая каша рекой течет.
Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:
- Раз, два, три,Больше не вари!
И перестал горшочек варить кашу. А наварил он ее столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.Только никто на это не жаловался. Очень уж вкусная и сладкая была каша.
2) Особенности жанра произведения. Повесть — эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. Основные черты повести как жанра: средний объём; наличие одной сюжетной линии; изображение судьбы одного героя, одной семьи; ощутимость голоса повествователя; преобладание хроникального начала в сюжете.
3) Особенности сюжета произведения. Сюжет —- последовательность событий в художественном произведении.
- Из-за чего происходит ссора между двумя Иванами? (из-за мелкого недоразумения)
- Чему посвятили свою жизнь после ссоры два Ивана? (судебному разбирательству, тяжбе)
- Как можно охарактеризовать уклад жизни двух Иванов? (обывательский, пошлый)
4) Особенности героя повести.
Тип героя — герой-обыватель, мелочный человек.
—- Как писатель относится к своим персонажам? (с иронией, сатирически)
5) Художественные особенности повести. Повесть сатирическая. Для изображения пошлого уклада жизни автор использует гротеск (предельное преувеличение, основанное на соединении фантастического и реального), сатиру (беспощадное осмеяние, критическое отношение к изображаемому), иронию (выражение насмешки).