" "КАВКАЗ", стих, раннего Л. (1830?). Одно из первых обращений к теме образам Кавказа (наряду с "Грузинской песней" и "Черкешенкой"). Стих, отличается особо нежным лиризмом: воспоминание о величии и красоте кавк. пейзажа переплетается здесь с сокровенными переживаниями поэта — воспоминанием о матери ("В младенческих летах я мать потерял./Но мнилось, что в розовый вечера час/Та степь повторяла мне памятный глас...") и воспоминанием о первой отроческой любви ("Там видел я пару божественных глаз..."). Искусное развертывание этих трех поэтич. тем позволило Л. "отразить" свое, близкое к жизни объективного мира природы, восприятие, напряженное переживание к-ро-го, в свою очередь, становится глубоко личным фактом духовной биографии поэта. Комментарием к автобио-графпч. мотивам стих, могут служить две записи, сделанные летом того же'1830: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать" (VI, 386). (В черновом варианте стих, тема матери начиналась в 1-й строфе и далее ей посвящалась полностью 2-я строфа.) Др. запись перекликается со строками о первой любви Л.: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были ...на водах кавказских. Проникновенный лиризм стихотворения поддерживается семантикой его жанровой формы, которой Лермонтов придал черты песни, замедленный ритм, напевную интонацию.
Сказка "Аленький цветочек". 1858 г. - является вариантом бродячего сюжета "Красавица и Чудовище" в русском фольклоре. Сергей Тимофеевич Аксаков утверждал, что литературно обработал сказку, которую он слышал ещё в детстве из уст ключницы Пелагеи. Видимо, эта ключница Пелагея была личностью неординарной! Вряд ли сюжет "Аленького цветочка" был ей знаком непосредственно из французского фольклора. Скорее его источником послужила литературная сказка мадам Лепренс де Бомон "Красавица и Чудовище", 1756г..
"КАВКАЗ", стих, раннего Л. (1830?). Одно из первых обращений к теме образам Кавказа (наряду с "Грузинской песней" и "Черкешенкой"). Стих, отличается особо нежным лиризмом: воспоминание о величии и красоте кавк. пейзажа переплетается здесь с сокровенными переживаниями поэта — воспоминанием о матери ("В младенческих летах я мать потерял./Но мнилось, что в розовый вечера час/Та степь повторяла мне памятный глас...") и воспоминанием о первой отроческой любви ("Там видел я пару божественных глаз..."). Искусное развертывание этих трех поэтич. тем позволило Л. "отразить" свое, близкое к жизни объективного мира природы, восприятие, напряженное переживание к-ро-го, в свою очередь, становится глубоко личным фактом духовной биографии поэта. Комментарием к автобио-графпч. мотивам стих, могут служить две записи, сделанные летом того же'1830: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать" (VI, 386). (В черновом варианте стих, тема матери начиналась в 1-й строфе и далее ей посвящалась полностью 2-я строфа.) Др. запись перекликается со строками о первой любви Л.: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были ...на водах кавказских. Проникновенный лиризм стихотворения поддерживается семантикой его жанровой формы, которой Лермонтов придал черты песни, замедленный ритм, напевную интонацию.