В.Путилина
Вишнёвая ветка
Однажды под Новый год Лена принесла в класс длинный
тонкий свёрток, закутанный в тёплый платок. Она осторожно
развернула свёрток, и все ахнули, потому что увидели чудо:
тоненькую вишнёвую ветку с белыми цветами и нежными
зелёными листочками. Живая вишнёвая ветка! А на улице
мороз, ветер.
Все смотрят, поверить не могут: разве цветут вишни в
декабре?
- Не цветут, ответила Лена. – Мы с мамой поставили
веточку в воду и ждали. Долго-долго ждали, целый месяц. Она
и расцвела.
Ольга Сергеевна принесла из учительской кувшин с
водой и сказала:
- Давай, Каштанова, поставим веточку на окно. Пусть её
солнышко согреет.
Лена загородила веточку и быстро проговорила:
- Нет-нет, это Лидии Алексеевне…Я хотела положить на
крыльцо, а там снег. Веточка замёрзнет…
- От волнения у Лены покатились даже слёзы, но она
договорила, что хотела сказать: Лидия Алексеевна меня Леной
называла.
В классе почти все забыли свою первую учительницу.
Ведь она их учила недолго, и с тех пор целый год,
даже больше. После слов Лены все сразу её вспомнили.
Вспомнили, как она ходила с ними в лес, как рассказывала про
птицу, которая пешком убегает от зимы. Вспомнили и о том,
как она каждого называла по имени.
Ольга Сергеевна почему-то вздохнула и сказала не так
громко, как говорила обычно:
- Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидии Алексеевне
твой новогодний подарок. Она очень обрадуется. Редко кому
дарят на Новый год такие подарки. А сейчас давай поставим
веточку в кувшин, чтобы она не завяла.
Ольга Сергеевна глядела то на вишнёвую ветку, то на
Лену, и глаза её теперь были не большие и не синие, а добрые, как у Лидии Алексеевны.
1.Во Что поняла молодая учительница, глядя на своих учеников
Повторы являются основой композиции стихотворения «Бесы».
Стихотворение начинается строками:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Это четверостишие повторяется ещё два раза: в середине стихотворения и в заключительной строфе. Таким образом, мы видим кольцевую композицию.
Само процитированное четверостишие тоже построено на повторах. В первой строке: «Мчатся тучи, вьются тучи...» (в конце бесы тоже «мчатся»); в четвёртой «...Мутно небо, ночь мутна». Далее: «Еду, еду в чистом поле...», «Страшно, страшно поневоле...»
Повторяется слово мутный: «...Мутно небо, ночь мутна» — «В мутной месяца игре...»; кружить: «...Да кружит по сторонам» — «Сил нам нет кружиться доле...» — «.. .Закружились бесы разны...»; повторяется фраза: «... Колокольчик дин-дин-дин...»
Но не только повторы конкретных слов «работают» в тексте: повторяются синтаксические конструкции, используются контекстуальные синонимы: «Вьюга злится, вьюга плачет...», «Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?» Повторяются даже приставки: «Бесконечны, безобразны...»; «Средь неведомых равнин...»— «...Там верстою небывалой...»
Всё стихотворение пронизывают образы бесов — духов, возврат к этим образом тоже создаёт ощущение круговерти, из которой не видно выхода.
Важным сюжетным и композиционным элементом является разговор ямщика с барином. Он начинается с реплики барина, продолжается монологом ямщика и затем вновь — на короткое время — возобновляется после задающего тон четверостишия («Мчатся тучи...»). И у ямщика, и у барина вьюга вызывает сходные переживания, им видятся одинаковые образы.
Стихотворение необыкновенно богато примерами аллитерации (звукописи).