"В рассказе Л.Н. Андреева "Кусака" поднимается только проблема отношения к животным или какая-то ещё? Какая? Почему Вы так считаете? Докажите примерами из текста".
Былина – особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести.
В сказке персонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок – вымысел, созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире.
Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами.
Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм силлабо-тонического стиха, присущий былинному тексту.Подробнее: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-bylina-ot-skazki/
В Киеве жила честная вдова Амелфа Тимофеевна (Офимья (Ефимья) Александровна — в разных вариантах былины имя матери варьируется). И был у нее любимый сын Добрынюшка.
Как-то раз Добрыня просит у матушки благословения поехать за горы Сорочинские, к Пучай-реке.
Матушка не дает Добрыне благословения. Добрыня упрямится. Тогда мать благословляет его, но просит не купаться в реке: «Пучай-река сердитая: из-за первой струйки огонь сечет, из-за другой струйки — искры сыплются, из-за третьей — дым столбом валит, валит дым да со пламенем».
Приезжает Добрыня на берег Пучай-реки и видит, что река спокойная, будто лужица дождевая. Забыл Добрыня матушкин наказ, стал он плавать во Пучай-реке.
Вдруг Пучай-река всколыхнулась, налетел крылатый Змей. Закричал зычным голосом: «Захочу — Добрыню огнем сожгу, захочу — Добрыню живьем сожру!» Доплыл Добрыня до берега, схватил он свою греческую шапку и метнул в Змея. Упал Змей на сырую землю и стал Добрыню просить: «Не губи меня, молодой Добрыня, сын Никитьевич! Впредь не буду я летать на святую Русь, не буду брать в полон русских людей, не буду сиротить малых детушек!»
Поверил Добрыня Змею, отпустил его. А Змей полетел на святую Русь, в стольный Киев-град. Гуляла в зеленом саду племянница князя Владимира, молодая Забава Путятишна. Налетел Змей на нее, подхватил и унес за горы Сорочинские.
Вернулся Добрыня в стольный Киев-град, к своей матушке. Встречает его матушка на высоком крыльце и рассказывает сыну: «У князя Владимира случилось несчастье великое: гуляла Князева племянница в зеленом саду, налетел на нее лютый Змей и унес за горы Сорочинские».
Пошел Добрыня к князю Владимиру. Говорит ему Добрыня: «Я поеду за горы Сорочинские, вызову Змея на смертный бой, вызволю Забаву Путятишну!»
Оседлал он коня, поехал за горы Сорочинские. Змей выслал ему навстречу своих змеенышей. Обвились змееныши вокруг ног Добрынина коня. Стал конь попрыгивать, стал змеенышей потаптывать. Налетел тут на Добрыню Змей: «Ты зачем потоптал моих змеенышей?» Стали они биться на смерть. На третий день одолел Добрыня, срубил лютому Змею голову.
Пошел он к змеиной пещере, отпирал железные замки, выпускал всех, кого Змей в плену держал: седых стариков и малых детушек, красных девушек и молодую Забаву Путятишну.
Приехали они в стольный Киев-град, и была в Киеве радость великая.
Время написания, историческая основа
Ученые-фольклористы считают, что содержание былин формировалось в течение X—XII веков, а установилось в XIII веке. Былина «Добрыня и Змей» относится к былинам киевского цикла, наряду с былинами об Илье Муромце. Кроме киевского цикла, существует также новгородский цикл былин.
Добрыня — второй по популярности после Ильи Муромца герой русских былин. Ученые-фольклористы предполагают, что у этого былинного богатыря есть исторический прототип — дядя князя Владимира, родной брат его матери Ма- луши, воевода Добрыня.
У этой былины, как и у других произведений этого жанра, есть и историческая, и мифологическая основа. К историческим чертам былины можно отнести упоминание стольного Киева, князя Владимира, Пучай-реки (предполагается, что это река Почайна, в которой происходило крещение киевлян, на том месте, где она протекала, сейчас пролегает главная улица Киева — Крещатик).
О. Миллер считал, что «в былине о Добрыне-змееборце отразилась в эпических чертах энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся варварским свержением идолов и массовым насильственным и кровавым крещением язычников».
Мифологические черты былины прочитываются в мотиве змееборчества, характерном для мирового эпоса. В чертах Добрыни можно увидеть черты святого Георгия, древнего Перуна, сказочных героев.
Тема
В былине повествуется о противоборстве русского богатыря Добрыни Никитича и Змея. Добрыня побеждает своего противника первый раз с колпака с греческой землей» (метафора христианства), а затем уничтожает его с меча и освобождает плененных Змеем невольников. Тем самым он оказывает услугу князю Киевскому Владимиру, освобождая из плена его племянницу Забаву Путятишну. В былине подчеркиваются отвага, сила и верность героя — богатыря Добрыни Никитича.
Главная мысль (идея)
Былина — это героическое сказание русского народа. В метафорической форме в ней говорится о силе и мощи народа, олицетворенной в образе героя-богатыря Добрыни. Его противник — Змей — олицетворяет собой врагов русского народа, совершающих набеги на Русь и уводящих в плен (в горы Сорочинские) русских людей. В былине рассказывается о победе русских богатырей над врагами.
Если взглянуть на это произведение с точки зрения отражения в нем более глубоких мифологических пластов, можно трактовать эту былину как произведение, повествующее о крещении Руси, о победе христианства над язычеством. В образе Змея метафорически изображено язычество, которое Добрыня побеждает «колпаком с греческой землей» — атрибутом христианства.
Былина – особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести.
В сказке персонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок – вымысел, созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире.
Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами.
Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм силлабо-тонического стиха, присущий былинному тексту.Подробнее: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-bylina-ot-skazki/
Сюжет
В Киеве жила честная вдова Амелфа Тимофеевна (Офимья (Ефимья) Александровна — в разных вариантах былины имя матери варьируется). И был у нее любимый сын Добрынюшка.
Как-то раз Добрыня просит у матушки благословения поехать за горы Сорочинские, к Пучай-реке.
Матушка не дает Добрыне благословения. Добрыня упрямится. Тогда мать благословляет его, но просит не купаться в реке: «Пучай-река сердитая: из-за первой струйки огонь сечет, из-за другой струйки — искры сыплются, из-за третьей — дым столбом валит, валит дым да со пламенем».
Приезжает Добрыня на берег Пучай-реки и видит, что река спокойная, будто лужица дождевая. Забыл Добрыня матушкин наказ, стал он плавать во Пучай-реке.
Вдруг Пучай-река всколыхнулась, налетел крылатый Змей. Закричал зычным голосом: «Захочу — Добрыню огнем сожгу, захочу — Добрыню живьем сожру!» Доплыл Добрыня до берега, схватил он свою греческую шапку и метнул в Змея. Упал Змей на сырую землю и стал Добрыню просить: «Не губи меня, молодой Добрыня, сын Никитьевич! Впредь не буду я летать на святую Русь, не буду брать в полон русских людей, не буду сиротить малых детушек!»
Поверил Добрыня Змею, отпустил его. А Змей полетел на святую Русь, в стольный Киев-град. Гуляла в зеленом саду племянница князя Владимира, молодая Забава Путятишна. Налетел Змей на нее, подхватил и унес за горы Сорочинские.
Вернулся Добрыня в стольный Киев-град, к своей матушке. Встречает его матушка на высоком крыльце и рассказывает сыну: «У князя Владимира случилось несчастье великое: гуляла Князева племянница в зеленом саду, налетел на нее лютый Змей и унес за горы Сорочинские».
Пошел Добрыня к князю Владимиру. Говорит ему Добрыня: «Я поеду за горы Сорочинские, вызову Змея на смертный бой, вызволю Забаву Путятишну!»
Оседлал он коня, поехал за горы Сорочинские. Змей выслал ему навстречу своих змеенышей. Обвились змееныши вокруг ног Добрынина коня. Стал конь попрыгивать, стал змеенышей потаптывать. Налетел тут на Добрыню Змей: «Ты зачем потоптал моих змеенышей?» Стали они биться на смерть. На третий день одолел Добрыня, срубил лютому Змею голову.
Пошел он к змеиной пещере, отпирал железные замки, выпускал всех, кого Змей в плену держал: седых стариков и малых детушек, красных девушек и молодую Забаву Путятишну.
Приехали они в стольный Киев-град, и была в Киеве радость великая.
Время написания, историческая основа
Ученые-фольклористы считают, что содержание былин формировалось в течение X—XII веков, а установилось в XIII веке. Былина «Добрыня и Змей» относится к былинам киевского цикла, наряду с былинами об Илье Муромце. Кроме киевского цикла, существует также новгородский цикл былин.
Добрыня — второй по популярности после Ильи Муромца герой русских былин. Ученые-фольклористы предполагают, что у этого былинного богатыря есть исторический прототип — дядя князя Владимира, родной брат его матери Ма- луши, воевода Добрыня.
У этой былины, как и у других произведений этого жанра, есть и историческая, и мифологическая основа. К историческим чертам былины можно отнести упоминание стольного Киева, князя Владимира, Пучай-реки (предполагается, что это река Почайна, в которой происходило крещение киевлян, на том месте, где она протекала, сейчас пролегает главная улица Киева — Крещатик).
О. Миллер считал, что «в былине о Добрыне-змееборце отразилась в эпических чертах энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся варварским свержением идолов и массовым насильственным и кровавым крещением язычников».
Мифологические черты былины прочитываются в мотиве змееборчества, характерном для мирового эпоса. В чертах Добрыни можно увидеть черты святого Георгия, древнего Перуна, сказочных героев.
Тема
В былине повествуется о противоборстве русского богатыря Добрыни Никитича и Змея. Добрыня побеждает своего противника первый раз с колпака с греческой землей» (метафора христианства), а затем уничтожает его с меча и освобождает плененных Змеем невольников. Тем самым он оказывает услугу князю Киевскому Владимиру, освобождая из плена его племянницу Забаву Путятишну. В былине подчеркиваются отвага, сила и верность героя — богатыря Добрыни Никитича.
Главная мысль (идея)
Былина — это героическое сказание русского народа. В метафорической форме в ней говорится о силе и мощи народа, олицетворенной в образе героя-богатыря Добрыни. Его противник — Змей — олицетворяет собой врагов русского народа, совершающих набеги на Русь и уводящих в плен (в горы Сорочинские) русских людей. В былине рассказывается о победе русских богатырей над врагами.
Если взглянуть на это произведение с точки зрения отражения в нем более глубоких мифологических пластов, можно трактовать эту былину как произведение, повествующее о крещении Руси, о победе христианства над язычеством. В образе Змея метафорически изображено язычество, которое Добрыня побеждает «колпаком с греческой землей» — атрибутом христианства.