Реальное историческое лицо, главнокомандующий русской армией. Для Толстого он идеал исторического деятеля и идеал человека. "Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое". К. знал, что "решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". К. сливается с народом, он всегда скромен и прост. Его поведение естественно, автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость. К. - выразитель народной мудрости в романе. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. К. умирает тогда, когда исполнил свой долг. Враг вытеснен за границы России, больше этому народному герою нечего делать.
В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):
Какой-то барин кругленький, Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту...
Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество "кругленького" человека. В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.
Мы, барщинные, выросли Под рылом у помещика, —
говорят крестьяне, и одного словечка "рыло" достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину. Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:
Коптил я небо Божие, Носил ливрею царскую, Сорил казну народную И думал век так жить...
С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе "Последыш". Глубокий смысл имеет само ее название. Речь идет не только о князе Утятине, но и о последнем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян. В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:
Нос клювом, как у ястреба. Усы седые, длинные И — разные глаза: Один здоровый — светится, А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош!
Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение. Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — "неправедных судей", купцов, подрядчиков. К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросердечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуатировать их. Он сам жалуется:
Живи с одних крестьян, Сбирай мирские гривенки...
Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:
У нас народ — все голь да пьянь. За свадебку, за исповедь Должают по годам.
В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:
Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая...
Реальное историческое лицо, главнокомандующий русской армией. Для Толстого он идеал исторического деятеля и идеал человека. "Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое". К. знал, что "решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". К. сливается с народом, он всегда скромен и прост. Его поведение естественно, автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость. К. - выразитель народной мудрости в романе. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. К. умирает тогда, когда исполнил свой долг. Враг вытеснен за границы России, больше этому народному герою нечего делать.
В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту...
Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество "кругленького" человека.
В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.
Мы, барщинные, выросли
Под рылом у помещика, —
говорят крестьяне, и одного словечка "рыло" достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину.
Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:
Коптил я небо Божие,
Носил ливрею царскую,
Сорил казну народную
И думал век так жить...
С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе "Последыш". Глубокий смысл имеет само ее название. Речь идет не только о князе Утятине, но и о последнем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян. В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:
Нос клювом, как у ястреба.
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение.
Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — "неправедных судей", купцов, подрядчиков.
К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросердечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуатировать их. Он сам жалуется:
Живи с одних крестьян,
Сбирай мирские гривенки...
Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:
У нас народ — все голь да пьянь.
За свадебку, за исповедь
Должают по годам.
В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:
Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая...
мне кажется так