Автор приключенческих романов и неутомимый путешественник, Луи Анри Буссенар родился 4 октября 1847 года в Эскренне (департамент Луаре, Франция). Едва он успел окончить медицинский факультет в Париже, как летом 1870 года началась франко-прусская война и Буссенар был мобилизован в армию. Служил он в качестве полкового врача, в сражении при Шампиньи Луи Буссенар был ранен. После войны он оставил медицину и вернулся в Париж, где целиком посвятил себя литературным занятиям. В 1877 году Буссенар начал публиковать остросюжетные романы, насыщенные географическим и естественно-историческим материалом. Уже первые его романы, увидевшие свет году в “Журналь де Вояж”, сделали его имя известным в литературных и читательских кругах - “Через Австралию” и “Путешествие парижского гамена вокруг света”. Обычно героями произведений Буссенара были молодые французы, выказывающие чудеса храбрости и сообразительности, а действие разворачивалось в отдаленных и малоизвестных странах - "Через Австралию. Десять миллионов Красного Опоссума" (1879), "Похитители бриллиантов" (1883), "Голубой человек" (1888), "Без гроша в карманах" (1895), "Капитан Сорви-голова" (1901). В 1880 году Луи Буссенар был послан министерством народного просвещения во Французскую Гвиану для проверки состояния медицинского обслуживания. В результате этой поездки увидел свет один из лучших романов писателя - "Гвианские робинзоны" (в русском переводе - "Беглецы в Гвиане"). В последующие годы Буссенар посетил Африку (Марокко, Сьерра-Леоне), Америку, Австралию. После этих путешествий появились романы "Из Парижа в Бразилию" (1885), "Приключения в стране львов" (1886), "Приключения в стране тигров" (1887), "Приключения в стране бизонов" (1887), "Горбунок" (1901). В своем творчестве писатель обращался и к другим жанрам, его перу принадлежат также научно-фантастические произведения - "Тайна доктора Синтеза" (1888), "Десять тысяч лет в ледяной глыбе" (1889). Под влиянием Дюма он отдал дань и историко-приключенческим романам - "Герои Малахова кургана" (1890), "Подвиг санитарки" (в русском переводе получил название "С красным крестом"), "Пылающий остров". Умер Луи Буссенар 11 сентября 1910 года в Орлеане. В 1911 году в Петербурге в виде приложения к журналу "Природа и люди" полное собрание сочинений писателя в 40 томах.
Симбирский помещик Сергей Аксаков (на снимке), написавший знаменитую сказку «Аленький цветочек», в письме сыну Ивану от 23 ноября 1856 года сообщал: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве я знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи». Пелагея эта была симбирской Ариной Родионовной. О ней известно, что в «очень молодых годах» крепостная девушка вместе с отцом бежала от «прежних господ своих Алакаевых» в Астрахань, где прожила более 20 лет, вышла замуж, овдовела. По сведениям литературоведа Бегунова, побег этот произошел в 1773-1775 годах, во время крестьянской войны под предводительством Пугачева. «Ключница Пелагея, – писал Сергей Аксаков, – была в своем роде замечательная женщина… жила в наймах по купеческим домам и в том числе у купцов-персиян, соскучилась, проведала как-то, что она досталась другим господам, именно моему дедушке, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксаково. Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял ее очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил ее и сделал ключницей». В имеющейся о Пелагее литературе утверждается, что она досталась Аксакову по наследству. Весьма вероятно: симбирские дворяне между собой постоянно роднились. Можно только усомниться в добровольном «возвращении», а точнее, явке с повинной. При Екатерине II крепостное закабаление ужесточилось. Сурово наказывались не только беглые, но и те, кто их укрывал. Дед Аксакова скончался около 1797 года. Следовательно, Пелагея пришла из Астрахани в Ново-Аксаково около 1796 года. С ней Сережа Аксаков, «мальчик с блестящими глазами и нежным сердцем», тесно общался не менее трех лет. Пелагея «…принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несметное множество». Мальчик десятки раз слушал сказки «Царь-девица», «Змей-Горыныч», «Иванушка-дурачок», «Жар-птица», варианты сказок из «Тысячи и одной ночи», но более других «Аленький цветочек». Несомненно, значительную часть из «несметного множества сказок» Пелагея переняла от бабушек, нянюшек, сельских сказительниц еще в родных местах, задолго до побега от Алакаевых. Аксаков сохранил для читателей портрет нашей землячки: «Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в мое воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту, как живую».
В 1880 году Луи Буссенар был послан министерством народного просвещения во Французскую Гвиану для проверки состояния медицинского обслуживания. В результате этой поездки увидел свет один из лучших романов писателя - "Гвианские робинзоны" (в русском переводе - "Беглецы в Гвиане"). В последующие годы Буссенар посетил Африку (Марокко, Сьерра-Леоне), Америку, Австралию. После этих путешествий появились романы "Из Парижа в Бразилию" (1885), "Приключения в стране львов" (1886), "Приключения в стране тигров" (1887), "Приключения в стране бизонов" (1887), "Горбунок" (1901). В своем творчестве писатель обращался и к другим жанрам, его перу принадлежат также научно-фантастические произведения - "Тайна доктора Синтеза" (1888), "Десять тысяч лет в ледяной глыбе" (1889). Под влиянием Дюма он отдал дань и историко-приключенческим романам - "Герои Малахова кургана" (1890), "Подвиг санитарки" (в русском переводе получил название "С красным крестом"), "Пылающий остров". Умер Луи Буссенар 11 сентября 1910 года в Орлеане. В 1911 году в Петербурге в виде приложения к журналу "Природа и люди" полное собрание сочинений писателя в 40 томах.
Пелагея эта была симбирской Ариной Родионовной. О ней известно, что в «очень молодых годах» крепостная девушка вместе с отцом бежала от «прежних господ своих Алакаевых» в Астрахань, где прожила более 20 лет, вышла замуж, овдовела. По сведениям литературоведа Бегунова, побег этот произошел в 1773-1775 годах, во время крестьянской войны под предводительством Пугачева.
«Ключница Пелагея, – писал Сергей Аксаков, – была в своем роде замечательная женщина… жила в наймах по купеческим домам и в том числе у купцов-персиян, соскучилась, проведала как-то, что она досталась другим господам, именно моему дедушке, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксаково. Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял ее очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил ее и сделал ключницей».
В имеющейся о Пелагее литературе утверждается, что она досталась Аксакову по наследству. Весьма вероятно: симбирские дворяне между собой постоянно роднились.
Можно только усомниться в добровольном «возвращении», а точнее, явке с повинной.
При Екатерине II крепостное закабаление ужесточилось. Сурово наказывались не только беглые, но и те, кто их укрывал. Дед Аксакова скончался около 1797 года. Следовательно, Пелагея пришла из Астрахани в Ново-Аксаково около 1796 года.
С ней Сережа Аксаков, «мальчик с блестящими глазами и нежным сердцем», тесно общался не менее трех лет. Пелагея «…принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несметное множество».
Мальчик десятки раз слушал сказки «Царь-девица», «Змей-Горыныч», «Иванушка-дурачок», «Жар-птица», варианты сказок из «Тысячи и одной ночи», но более других «Аленький цветочек».
Несомненно, значительную часть из «несметного множества сказок» Пелагея переняла от бабушек, нянюшек, сельских сказительниц еще в родных местах, задолго до побега от Алакаевых. Аксаков сохранил для читателей портрет нашей землячки: «Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в мое воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту, как живую».