В статье о М. Зощенко говорится о расцвете "мещанской культуры" в 30-е годы . 1) Напишите в тетради, что вы понимаете под "мещанской культурой" (с примерами!).
В одном царстве жил купец с купчихой. Родилась у них дочь Василиса, но не долго радовались родители своему счастью, умерла мать Василисы, а перед смертью призвала к себе дочь и дала ей волшебную куклу. Кукла эта должна была оберегать и защищать девочку ей во всем, как только она покормит куклу и попросит ее исполнить то, что ей нужно. Отец же погоревав немного, решил жениться на вдове, у которой уже было две дочери. Мачеха была красива, но зла и коварна. Она затаила злобу на Василису за то, что она была красивее и удачливее ее дочерей, удается ей любая порученная работа. Все поручения мачехи Василисе исполнять волшебная кукла, а мачеха этого не знала. Мачеха приказывала и огород ей вскопать, и гусей выпасти, и корову подоить. Все это кукла делала, а Василиса только хорошела. Вскоре превратилась она в красивую девушку, от женихов отбоя не было, но никого она не любила. Еще пуще обозлились на нее мачеха и сводные сестры, в сторону которых парни и смотреть не желали. Когда купец уехал, мачеха задула свечку и отправила падчерицу к бабе-яге за огнем. Страшно было девушке идти в лес, да выбирать ей не приходилось, пошла она к себе в комнату, накормила куклу и та обещала сберечь ее ото всех напастей. Пошла Василиса в лес, и встретила там белого всадника на белом коне, было это встающее солнце. Дальше пошла девушка, и догнал ее всадник на алом коне, наступил рассвет. К избушке бабы-яги пришла Василиса только к вечеру следующего дня. Было это место ужасным, жилище окружал деревянный забор, на каждом колышке которого было по черепу. Бабы-яги дома не было дома, а когда она вернулась Василиса объяснила зачем пришла. Баба-яга не стала есть девушку, а заставила ее работать. Днем и ночью трудилась Василиса, кукла ей Любопытно было девушке, все хотела она спросить у старухи, кто были встреченные ею по дороге всадники. Баба-Яга рассказала, что всадник на белом коне – это утро, красный всадник – солнце, а черный – ночь. Спросила и баба-яга у Василисы имеется ли у нее какой-нибудь секрет быстро справляться со всей порученной ей работой. Не стала рассказывать девушка о кукле, сказала лишь, что ей благословление ее покойной матушки. Рассердилась старуха, выгнала Василису из двора, дала ей череп с огоньком и отправила домой. Взяла девушка череп, да домой идти не решилась, боялась, что огонь мачеха уже разожгла и будет ругать ее за бездельно проведенное время. Внезапно из черепа раздался голос, приказал голос Василисе не бросать череп, а идти с ним к мачехе. Пришла домой Василиса, и видит, что в доме ни огонька, не смогли мачеха и ее дочери разжечь пламя, как ни старались. Обрадовалась мачеха возвращению Василисы, да только та переступила порог дома, стал череп глазами сверкать, обжигая мачеху и ее дочек, не смогли те спрятаться от вездесущего огня, сжег он их дотла, а Василису не тронул. Закопала девушка череп в землю, закрыла дом и отправилась в город, где стала жить у одной бездетной старушки, ожидая возвращения отца. Старуха купила пряжу, и соткала Василиса прекрасное полотно. Работа девушки была идеальной, потому не пошла старуха на базар, а понесла ее в царский дворец. Удивился царь такой красоте и приказал соткать из полотна рубашки, но ни одна швея, не брались за эту работу, боялись испортить чудесную ткань. Призвал царь старуху обратно и попросил ее передать полотно той, кто его выткала, чтобы она сшила рубахи. Пришла во дворец Василиса, увидел ее царь и сразу же влюбился, сделав царицей. Зажила Василиса во дворце, перевезла она туда своег отца и добрую старуху, жили они долго и счастливо.
Иван был единственный сын в семье соловецких масонов. Когда он поступил в ирландское училище, у него уже мать умерла и жена подоспела. Но отец Ганс запретил Ивану жениться, сказал, что прежде Иван должен выучить катехизис и стать испанским быком. Многое у Ивана не получалось, но когда Иван вернулся в Итаку, он увидел золотого барана, с которым был знаком еще по художественному училищу. Где рисовать забияку и многие другие неприятные портреты. Баран поспешил спрятаться, но не тут-то был, стал сильный и длиннорукий Иван-крестьянский сын, за что его и прозвали в соловецкой деревне Иваном Масоном. Баран был пойман и раскрыт как существо. О тайных, недоступных человеческому сознанию, баран рассказал Ивану за три минуты. Но что было дальше - это уже подслушивали полнощекие, крутые девицы, босиком ходившие по огороду и много огурцов стоптавшие. Девицы хохотали и подрагивали, многим из них Иван нравился, но они боялись об этом сказать. Тогда одна из них была съедена, а другая уплыла на корабле, третья вышла замуж за испанца. Иван-крестьянский сын налил черного вина барану и нарисовал круг на песке. У Ивана была золотая голова и седые руки. Говорят, его кудри видел сам царь Александр. Во время войны с Наполеоном царь Александр часто вспоминал Ивана-крестьянского сына, а после войны к нему инкогнито, разувшись и нацепив фальшивую бороду, но меткий глаз у Ивана, признал Иван царя, да только было уж поздно.