Грибоедов говорил также, что стремится изображать «натуру событий», которая была для него одновременно источником и предметом искусства. Но при этом он не ставил своей целью копирование действительности, натуралистические образы он называл карикатурами: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика». Это была поэтика художника-реалиста, силой искусства преображающего «натуру событий», умеющего выделить в ней самое существенное и типическое. Таким же художником-реалистом и новатором был Грибоедов и в области литературного языка. В решении вопросов языка он опередил большинство писателей — своих современников. Критик Орлов считал, что наряду с Крыловым и Пушкиным, Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка. С одной стороны, он стремился уйти от гладкого, обезличенного языка светских любовных комедий, которым писали модные в те времена драматурги. С другой — старался избавить свой стих от тяжеловесных Приемов старинной книжной речи.
Сказочная форма, столь присущая сатире Салтыкова-Щедрина, не подсказана какими-либо частными фактами биографии писателя или только цензурными условиями его деятельности. Она не является неожиданной творческой находкой или просто следствием увлечения фольклорной традицией. Это лишь второстепенные факторы в становлении Салтыкова-сатирика. Сказка — один из многих жанров писателя, но она органически близка его художественному методу. У Салтыкова-Щедрина нет ни одной сказки, написанной, если можно так выразиться, «из любви к искусству». Нет, все они имеют ярко выраженный политический, социальный и нравственный подтекст. Все, о чем говорит автор в своих «сказках для детей изрядного возраста», служит цели обличения либо общественных, социальных язв, либо отдельных человеческих пороков (которые, впрочем, чаще всего являются следствием социального неблагополучия).- Но, к великой радости читателя, произведения Салтыкова-Щедрина, затрагивая серьезные проблемы и бичуя худшие человеческие и общественные недостатки, не являются скучными нравоучениями и не воспринимаются как наставления строгого учителя.
Грибоедов говорил также, что стремится изображать «натуру событий», которая была для него одновременно источником и предметом искусства. Но при этом он не ставил своей целью копирование действительности, натуралистические образы он называл карикатурами: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика». Это была поэтика художника-реалиста, силой искусства преображающего «натуру событий», умеющего выделить в ней самое существенное и типическое. Таким же художником-реалистом и новатором был Грибоедов и в области литературного языка. В решении вопросов языка он опередил большинство писателей — своих современников. Критик Орлов считал, что наряду с Крыловым и Пушкиным, Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка. С одной стороны, он стремился уйти от гладкого, обезличенного языка светских любовных комедий, которым писали модные в те времена драматурги. С другой — старался избавить свой стих от тяжеловесных Приемов старинной книжной речи.