простая и «естественная» жизнь, протекающая в гармонии с природой, всегда понималась лермонтовым как наиболее правильный способ существования. такой виделась ему жизнь кавказских горцев, которых он идеализировал. такая жизнь находится в согласии с внутренними инстинктами человека, которые ему от рождения. именно поэтому мцыри, воспитанный в стенах монастыря, внутренне стремится вырваться из него и прибежать на родину, которой никогда в глаза не видел. попросту говоря, стремление к побегу подсказало ему сердце.
монастырь в поэме символизирует враждебность, противодействие природным стихиям. это окружающая действительность, которая устроена «неправильно». любопытно, что монастырь, по идее, должен быть «божьей обителью», однако в действительности он далёк от «божественных» законов – по крайней мере в том понимании, которое им придавали романтики.
в заключительной части поэмы мцыри исповедуется единственному человеку в монастыре – престарелому чернецу. почему? потому что тот видел свободу и жил ею, лишь под конец жизни удалившись в обитель. лишь этот старый монах способен понять мцыри и не осудить его. предсмертная исповедь – это, как-никак, получение благословения на «переход в мир иной»; обычные монахи не дали бы такое благословение самоубийце, но его способен дать чернец, понимающий внутренний мир и душевные муки героя. мцыри хотел полнокровной жизни, как и любой юноша, но вместо этого он рано постарел, будучи насильственно заключён в монастырь.
глубинный смысл поэмы, по-видимому, заключается в том, что лермонтов не принимал российскую экспансию на кавказе. в ходе этого процесса «неестественный» цивилизованный мир вторгался в мир свободы, простоты и благородной дикости, навязывая свои порядки и уничтожая природную гармонию.
тарас бульба – главный герой одноименной повести н. в. гоголя. это собирательный образ, воплотивший лучшие черты запорожского казачества. он сильный, отважный, честный, независимый человек, преданный родине и товариществу.
старый воин, дослужившийся до полковника, тарас всю жизнь провел в походах. его жизнь связана с запорожской сечью, он создан для бранной тревоги. дома он редкий гость, все хозяйственные заботы легли на плечи жены.
сыновья, отучившись в бурсе, отправляются вместе с ним в сечь. тарас хочет проверить сыновей в бою, ввести их в священное воинское братство. остап и андрий порадовали отца, все заметили их удаль, удачливость. вот только по-разному сложилась их судьба. остап стал куренным атаманом. попав в плен, он с честью вынес все пытки и терзания. андрий же, влюбившись в полячку, забыл отца, товарищество, стал предателем.
сам тарас в товариществе видит высшую ценность: «нет уз святее товарищества! » узнав о предательстве андрия, он сам убил его. гибель остапа глубоко ранила его, и он отомстил врагам, сжигая их дома и не щадя никого.
погибая, тарас беспокоится о товарищах, дает им советы, как спастись. последние слова его были о вере православной и земле , о том, что нет такой силы, которая пересилила бы силу.
образ, созданный гоголем, отличается правдивостью и вызывает уважение. он учить любить родную землю, защищать ее, не предавать товарищей и дорожить честью.
простая и «естественная» жизнь, протекающая в гармонии с природой, всегда понималась лермонтовым как наиболее правильный способ существования. такой виделась ему жизнь кавказских горцев, которых он идеализировал. такая жизнь находится в согласии с внутренними инстинктами человека, которые ему от рождения. именно поэтому мцыри, воспитанный в стенах монастыря, внутренне стремится вырваться из него и прибежать на родину, которой никогда в глаза не видел. попросту говоря, стремление к побегу подсказало ему сердце.
монастырь в поэме символизирует враждебность, противодействие природным стихиям. это окружающая действительность, которая устроена «неправильно». любопытно, что монастырь, по идее, должен быть «божьей обителью», однако в действительности он далёк от «божественных» законов – по крайней мере в том понимании, которое им придавали романтики.
в заключительной части поэмы мцыри исповедуется единственному человеку в монастыре – престарелому чернецу. почему? потому что тот видел свободу и жил ею, лишь под конец жизни удалившись в обитель. лишь этот старый монах способен понять мцыри и не осудить его. предсмертная исповедь – это, как-никак, получение благословения на «переход в мир иной»; обычные монахи не дали бы такое благословение самоубийце, но его способен дать чернец, понимающий внутренний мир и душевные муки героя. мцыри хотел полнокровной жизни, как и любой юноша, но вместо этого он рано постарел, будучи насильственно заключён в монастырь.
глубинный смысл поэмы, по-видимому, заключается в том, что лермонтов не принимал российскую экспансию на кавказе. в ходе этого процесса «неестественный» цивилизованный мир вторгался в мир свободы, простоты и благородной дикости, навязывая свои порядки и уничтожая природную гармонию.
тарас бульба – главный герой одноименной повести н. в. гоголя. это собирательный образ, воплотивший лучшие черты запорожского казачества. он сильный, отважный, честный, независимый человек, преданный родине и товариществу.
старый воин, дослужившийся до полковника, тарас всю жизнь провел в походах. его жизнь связана с запорожской сечью, он создан для бранной тревоги. дома он редкий гость, все хозяйственные заботы легли на плечи жены.
сыновья, отучившись в бурсе, отправляются вместе с ним в сечь. тарас хочет проверить сыновей в бою, ввести их в священное воинское братство. остап и андрий порадовали отца, все заметили их удаль, удачливость. вот только по-разному сложилась их судьба. остап стал куренным атаманом. попав в плен, он с честью вынес все пытки и терзания. андрий же, влюбившись в полячку, забыл отца, товарищество, стал предателем.
сам тарас в товариществе видит высшую ценность: «нет уз святее товарищества! » узнав о предательстве андрия, он сам убил его. гибель остапа глубоко ранила его, и он отомстил врагам, сжигая их дома и не щадя никого.
погибая, тарас беспокоится о товарищах, дает им советы, как спастись. последние слова его были о вере православной и земле , о том, что нет такой силы, которая пересилила бы силу.
образ, созданный гоголем, отличается правдивостью и вызывает уважение. он учить любить родную землю, защищать ее, не предавать товарищей и дорожить честью.