В урочный час обычной чередою являюсь я на землю берендеев. Нерадостно и холодно встречает Весну свою угрюмая страна.Печальный вид: под снежной пеленою, лишенные живых веселых красок, лишенные плодотворящей силы, лежат поля остылые. В оковах игривые ручьи, в тиши полночи не слышно их стеклянного журчанья. Хоть стыдно мне, а надо признаваться пред птицами. Сама я виновата, что холодно и мне , Весне, и вам. Шестнадцать лет тому , как я для шутки и теша свой непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый , стала заигрывать с Морозом, старым дедом, проказником седым; и с той поры в неволе я у старого. Мужчина всегда таков: немножко воли дай, а он и всю возьмет; уж так ведется от древности. Оставить бы седого, да вот беда, у нас со старым дочка- Снегурочка. В глухих лесных трущобах, в нетающих лядинах возвращает Старик свое дитя. Любя Снегурку, жалеючи ее несчастной доле, со старым я поссориться боюсь; а он и рад тому- знобит, морозит Меня, Весну и берендеев. Солнце, ревнивое на нас сердито смотрит и хмурится на всех; и вот причина жестоких зим и холодов весенних. Дрожите вы, бедняжки? Попляшите, Согреетесь! Видала я не раз, что пляскою отогревались люди, хоть нехотя, хоть с хоть с холоду, а пляской отпразднуем прилет на новоселье . Задание: прочитать отрывок из сказки Островского « Снегурочка», какие художественные средства использует автор в данном отрывке? Выпишите примеры. Дать развернутый ответ на вопрос Как художественные средства понять идею произведения? Докажите отрывками из текста.
Дескриптор:
- находит в отрывке метафору , олицетворение- 3б. -находит антитезу, риторические вопросы-2б.
- дает развернутый ответ на вопрос-3б. -доказывает примерами из текста- 2б
Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна. Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением
«Капитанская дочка» повествует о конкретных исторических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну. Но этой темой повесть не ограничивается. Одновременно Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов о патриотическом воспитании, о верности, достоинстве человека.
С чего же начинаются события в повести? Молодой офицер Петр Гринев отправлен служить в Белогорскую крепость. Следуя туда, он с дядькой Савельичем во время бурана заблудился, но случайно встретил мужика, который вывел их к постоялому двору. Юноша, чтобы отблагодарить провожатого, отдал ему свой зимний тулуп. Потом окажется, что этим мужиком был сам Пугачев.
Пушкин изображает Пугачева сложной натурой. С одной стороны, он вор, злодей, государственный преступник. Он объявляет себя царем, собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных. Мы видим его на расправе в Белогорской крепости: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице..». Но, с другой стороны, он и справедливый, благородный, помнящий добро. Именно Пугачев Гриневу выбраться из крепости, занятой мятежниками. Еще раз придется Петру увидеть благородство предводителя, когда он Машу Миронову, капитанскую дочку, от ненавистного Швабрина. Эти поступки свидетельствуют о незаурядной натуре Емельяна Пугачева, который умел щадить не только друзей, но и врагов. Его гуманное поведение вызывает у меня искреннее уважение.
Образцом порядочности в романе выступает Гринев. Он хорошо усвоил наказ отца, который говорил сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу «Береги платье снову, а честь – смолоду». Гринев понимает, что за проигранный долг надо платить и возвращает деньги Зурину. Он ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, он и не подумал оправдываться Машиным именем.
Маша Миронова – образ героини, служащий тоже примером истинного героизма и верно любящей спутницы. Она, сидя в темнице, на хлебе и воде, не вышла замуж за Швабрина. Нельзя недооценивать и того, что девушка Гринева от наказания, когда добралась до императрицы и сумела все ей рассказать.
А.С.Пушкин говорит в своей повести о таких человеческий чувствах, как сострадание, доброта. Вспомним, как впервые в произведении появляются Пугачев и императрица – словно два противоположных персонажа. Герои встречаются с ними как с обыкновенными людьми, и лишь потом выясняется, что оба они наделены властью.
В «Капитанской дочке» отразилась мечта писателя о возможности устройства такого мира, где все строится на добрых и мудрых человеческих отношениях. Читая повесть, мы понимаем, что это своеобразное «послание потомкам». Хочется не только восхищаться лучшими героями, но и им подражать. В этом главное предназначение литературы.