В.В.Маяковский «Необычайное приключение…»
1. Какова тема стихотворения?
2. Перечислите детали, в которых автор делает эту историю реалистичной, правдивой?
3. Маяковский назвал это стихотворение “необычайное приключение”. В чём его “необычайность”?
4. Почему поэт и солнце, такие разные, нашли общий язык?
5. Выпишите строчки, в которых звучит этот призыв-единство поэта и солнца?
6. Какая мысль, важная для поэта, отражена в последних строках? Сформулируйте идею стихотворения.
7. Выпишите из стихотворения слова, объясните цель их использования автором.
8. Выпишите слова, созданные самим автором (авторские неологизмы), объясните цель их создания.
9. Выпишите из текста стихотворения «Необычайное при¬ключение...» пример образного выражения, преувеличивающего какое-либо свойство предмета или явления. Укажите название литературоведческого термина.
10. Как в литературоведении называется расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики? Приведите пример из стихотворения Маяковского.
2. Автор делает эту историю реалистичной и правдивой, используя детали, такие как "отряхиваю плечами" и "стал улыбаться" в третьей строфе. Эти моменты описывают типичные жесты и выражения, которые люди используют в общении друг с другом.
3. "Необычайность" этого приключения заключается в том, что в стихотворении человек встречается и беседует с самим солнцем. Обычно такое невозможно, поэтому это признается необычным.
4. Поэт и солнце нашли общий язык, потому что оба ищут гармонии и истины в мире. Поэт старается найти свою музу и вдохновение в окружающей среде, а солнце является источником света и тепла, необходимых для жизни на Земле. Оба они стремятся к созиданию и красоте.
5. Строчки, в которых звучит призыв-единство поэта и солнца:
"А не искусством говорить с солнцем – легче с углями!"
"Мы дух - и просыпаемся, оставив пыль атомную,
И лепим свой день из солнечных зёрен в минуте,
В отраженьях вершимость самого вершимого."
Эти строчки выражают идею, что поэт и солнце объединены в одном духе и создают свою собственную реальность, основанную на их величии и творческой силе.
6. В последних строках стихотворения отражена идея о том, что поэзия является вечной и непреходящей силой, способной изменить и преобразить мир. Поэт верит, что его слова и мысли могут влиять на сознание и сердца людей, чтобы привнести в мир красоту и гармонию.
7. Примеры слов из стихотворения:
- "отряхиваю плечами" - автор использует эту фразу для описания своих действий, чтобы подчеркнуть свое непонимание и неуверенность в ситуации.
- "исполнен гнева" - слово "гнева" используется для описания эмоционального состояния автора и того, что он ощущает во время встречи с солнцем.
Цель использования этих слов - передать эмоциональную окраску и создать более полное представление о происходящем.
8. Примеры авторских неологизмов в стихотворении:
- "незолотый день" - автор использует эту фразу, чтобы описать необычность и непривычность ситуации. Это словосочетание создает образ необычного времени или мира.
- "чилить" - это созданное самим автором слово и имеет целью подчеркнуть необычность и различие в поведении солнца и поэта. Оно описывает спокойное и расслабленное состояние солнца.
Цель создания таких слов - добавить оригинальность и фантазийность в текст стихотворения.
9. Пример образного выражения, преувеличивающего свойство предмета или явления: "оконца разагнул лоскотства ласковые лучи". Литературоведческий термин для такого преувеличения - гипербола. В этой строке солнечные лучи описываются как ласковые и разогнутое лоскотство, что усиливает образ солнца и его воздействие на автора.
10. Расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики в литературоведении называется инверсией. Пример инверсии в стихотворении Маяковского: "И лепим свой день из солнечных зёрен в минуте". В этой фразе слово "и" расположено перед глаголом "лепим", что отличается от обычного порядка слов в русском языке (глагол перед союзом). Такая конструкция акцентирует внимание на действии "лепить" и выделяет его в тексте.