Варіант 2 1. Як реагували самотні жінки, коли роздивлялися вироби Фрідріха із цегли?
А) подовгу стояли і навіть сплакували; Б) посміхалися і плескали в долоні;
В) придивлялися до них з презирством
2. Як звати головну героїню твору?
а) Сніжана; б) Софійка; в) Іра
3. За жанром твір Любові Пономаренко
а. повість б. новела в. оповідання
4. У кого в роду Софійки з'явилися коралі?
а) тітки Сніжани б) мами Софійки в) прапрабабусі Клави
5. Яке слово вимовляла Софійка, щоб потрапити у минуле?
а) Шафа б) Один, два, три - в минуле поверни! в) Коралі
6. У кого Гордій Кулаківський видурив маєтності кількох родів?
а. Міщенка б. Жуковського в. Старосвітського
7. Хто порадив Софійці перебиратися "потрохи вперед, від покоління до покоління, ... коли здaтнa будеш відвернути невідворотне"?
а. Гордій Кулаківський б. Мішель Міщенко в. сліпий старець
8. Як пояснила Софійка Вадимові те, що їй потрібні світлини його рідних?
а. хотіла мати краще уявлення про його рід
б. мала іти з ними до екстрасенса
в. вони їй необхідні для подорожі в минуле
9. Установіть відповідність між героїнею повісті марини Павленко «Русалонька із 7-в, або прокляття роду Кулаківських» та її характеристикою.
1. Сніжана. 2. Клава. 3. Ірка. 4. Катерина.
а) мама Софійки;
б) прабабуся Софійки;
в) тітка Софійки;
г) однокласниця Софійки;
д) далека родичка Вадима, привид якої жив у квартирі під Софійчиною.
10. Що нагадувало жінці про Фрідріха після його смерті (Л. Пономаренко «Гер переможений»)?
а. квітка біля вікна; б. місце, де збирався гурт дітей біля німця; в. його вироби з цегли
11. Напишіть твір-мініатюру на тему: «Чому німець-нападник Фрідріх з новели Любові Пономаренко «Гер переможений» викликає у читача співчуття?»
С грохотом страшным он пал, и взгремели на павшем доспехи.
Недругу мстя, Норолаз ударяет копьём Грязевого
Прямо в могучую грудь: отлетела от мёртвого тела
Живо душа, и упавшего чёрная смерть осенила.
Соне Болотному смерть причинил Блюдолиз безупречный,
Дрот устремивши, и тьма ему взоры навеки покрыла...Мыши одолевают. Особенно среди них отличается «славный герой Блюдоцап, знаменитого сын Хлебоскреба». Сам Зевс, глядя на его подвиги, говорит, «головой сокрушённо качая»:Боги! великое диво я вижу своими глазами —
Скоро побьёт и меня самого сей разбойник!Зевс бросает с небес молнию — мыши и лягушки содрогаются, но не перестают воевать. Приходится применить другое средство — против воюющих выходят раки.
Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее.
Внимание семи странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии. Конечно, "счастливцы" эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:
Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой! Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил - "не князь, не граф сиятельный, а просто он - мужик! ". Но по своему характеру и по влиянию на крестьянскую жизнь он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга "вышло дело дрянь" - с Ермилом денег не было, - он обратился к народу за поддержкой:
И чудо сотворилося - На всей базарной площади У каждого крестьянина, Как ветром, полу левую Заворотило вдруг! Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:
Хитры, сильны подьячие, А мир их посильней, Богат купец Алтынников, А все не устоять ему Против мирской казны.. .
Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил "из рекрутчины меньшого брата Митрия". Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной площади:
Рубль лишний, чей - Бог ведает! Остался у него.
Весь день с мошной раскрытою Ходил Ермил, допытывал, Чей рубль? да не нашел.
Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет "все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет". Но в критическую минуту жизни Ермил этим "счастьем" жертвует ради правды народной и попадает в острог.