Может это=) Державин совершил в русской поэзии подлинный литературный переворот. Он был смелым экспериментатором в языке и литературе. Державин первый заговорил «забавным русским слогом» — ясным, живым и простым, ввел в речь лица, сюжеты обороты и выражения народной поэзии, чем внес неоценимый вклад в развитие русского языка. Державин смешал в торжественной оде общественное с личным, расширив ее вневременными философскими обобщениями. Благодаря этим и многим другим моментам творчество Державина стало предвестником новой литературной эпохи. Писатели-современники, восторгались автором «Фелицы». Державин смело ломает рамки традиционных жанров и стилей, создает новые традиции, предваряя тем «пестрые главы» пушкинского «Евгения Онегина» и другие сложные жанровые образования XIX в. «Первым живым глаголом юной русской поэзии» назвал его В. Г Белинский. В XX в. Интерес к творчеству Державина не ослабевает: Мандельштам под влиянием державинской «Грифельной оды» написал свою «грифельную оду» , а Бродский создал стихотворение «На смерть Жукова» с прямыми реминисценциями из Державина. Державин начинает с подражания образцовым русским поэтам, в первую очередь М В. Ломоносову и А. П. Сумарокову. Опираясь на русскую поэтическую традицию, Державин обращается с ней весьма вольно, допуская смешение различных жанров, и в результате находит свой путь в поэзии. Настоящая известность приходит к поэту в 1873 г. С появлением знаменитой оды «Фелица», обращенной к Екатерине. Здесь тонкие похвалы императрице сочетались с острыми сатирическими выпадами против ее «мурз» — фаворитов, придворных. Поэт не побоялся задеть даже всесильного Потемкина. Литературный успех оды был велик: «певец Фелицы» признан крупнейшим поэтом современности. Вместе с тем «Фелица» навлекла на Державина ненависть осмеянных им «мурз», что вынудило императрицу отправить дерзкого поэта в почетную ссылку. Оды Державина разнообразны по тематике и стилю. Стремление очистить российскую государственность от «сора» побуждало поэта создавать сатирические произведения, обличавшие «злых князей мира». Такова ода «Вельможа», резкие выпады которой приближаются к пафосу радищевской «Вольности». Героика времени нашла выражение в победно-патриотических стихах. Победы Суворова отразились в ряде сочинений-одах «На взятие Измаила» , «На взятие Варшавы» , «На переход Альпийских гор» и др. Суворов у Державина-народный герой, эпический витязь-богатырь, бесстрашный в бою, великодушный к побежденным. В стихах Державина появляются описания реального быта и пейзажа-живописные картины природы представлены, например, в «Осени во время осады Очакова», быт крестьян и «сельские забавы» — в послании «Евгению. Жизнь Званская». В духовных и философских одах поэт стремится понять Бога и свое место во Вселенной (ода «Бог»), размышляет о смерти ( «На смерть князя Мещерского» , «Грифельная ода»), призывает «высший суд» ( «Властителям и судьям»). Итог своему творчеству Державин подводит в стихотворении «Памятник» — вольном переложении оды Горация: основной своей заслугой поэт считал умение «истину царям с улыбкой говорить». Поэзия Державина автобиографична: здесь появляется образ автора, возникают детали державинской биографии. Преодолев жанровые ограничения классицизма, создав новый тип лирического стихотворения, поэт «зажег блестящую зарю новой русской поэзии» (Белинский). Не случайно сам поэт в стихах завещал свою «ветху лиру» молодому поэту-романтику — В. А. Жуковскому.
Мы считаем Дон Кихота безумцем только потому, что привыкли к другому складу ума, чудаком, потому что не привыкли считать такие поступки, какие совершает Дон Кихот, обыденными. Мудрым же мы называем его потому, что каждый в его словах и речах может найти некий совет и подсказку для себя. Мы все хотим быть необычными и особенными, но осуждаем таких людей в силу привычки. Мы привыкли к обычной жизни и людям, и каждый выделившийся для нас — безумец. А неплохо бы нам помнить слова самого героя: «Чтобы стать мудрым, надо прикинуться безумцем» . Печально.
Роман Сервантеса — это отчасти энциклопедия жизни. Не только испанской, но жизни в целом.
Пора в постель, но спать нам неохота. Как хорошо читать по вечерам! Мы в первый раз открыли Дон-Кихота, Блуждаем по долинам и горам. Нас ветер обдаёт испанской пылью, Мы слышим, как со скрипом в вышине Ворочаются мельничные крылья Над рыцарем, сидящим на коне. Что будет дальше, знаем по картинке: Крылом дырявым мельница махнёт, И будет сбит в неравном поединке В неё копьё вонзивший Дон-Кихот. Но вот опять он скачет по дороге.. . Кого он встретит? С кем затеет бой? Последний рыцарь, тощий, длинноногий, В наш первый путь ведёт нас за собой. И с этого торжественного мига Навек мы покидаем отчий дом. Ведут беседу двое: я и книга. И целый мир неведомый кругом.
Роман Сервантеса — это отчасти энциклопедия жизни. Не только испанской, но жизни в целом.
Пора в постель, но спать нам неохота.
Как хорошо читать по вечерам!
Мы в первый раз открыли Дон-Кихота,
Блуждаем по долинам и горам.
Нас ветер обдаёт испанской пылью,
Мы слышим, как со скрипом в вышине
Ворочаются мельничные крылья
Над рыцарем, сидящим на коне.
Что будет дальше, знаем по картинке:
Крылом дырявым мельница махнёт,
И будет сбит в неравном поединке
В неё копьё вонзивший Дон-Кихот.
Но вот опять он скачет по дороге.. .
Кого он встретит? С кем затеет бой?
Последний рыцарь, тощий, длинноногий,
В наш первый путь ведёт нас за собой.
И с этого торжественного мига
Навек мы покидаем отчий дом.
Ведут беседу двое: я и книга.
И целый мир неведомый кругом.
С. Я. Маршак