Ваше впечатление от рассказа?
2) Что вас привлекло в герое?
3) Почему глава названа «Гардемарин»?
4) Как построен рассказ? Вспомните элементы композиции: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Соотнесите эпизоды рассказа и элементы композиции.
џ Развитие действия
џ Развязка
џ Завязка
џ Экспозиция
џ Кульминация ответил до 17:50
Особый интерес вызывает Золотой век русской литературы: авторы того времени не только обращались к историческим событиям но и исполняли функцию летописцев настоящего. В исторической теме творчества Пушкина была раскрыта логическая взаимосвязь человеческой жизни и исторических событий. Через психологическое описание главных героев, мы видим их отношение к историческому процессу, происходящему в их жизни. Яркими примерами являются произведения «Борис Годунов» и «Капитанская дочка».
Тенденцию исторического мотива у Пушкина перенял талантливейший прозаик - Л. Н. Толстой. Его роман «Война и мир», еще при жизни писателя стал своеобразной хроникой исторических событий 1812 года. Более того, за счет непревзойденного писательского мастерства, Толстому удалось отобразить и отношения главных героев к военным действиям, их психологическую основу.
Ужасная судьба отца и сына –
Жить розно, и в разлуке умереть…
Кроме того, у него не было лицея в жизни, как у Пушкина, с его лицейским братством. По натуре своей Лермонтов был человеком едким, скрытным, часто вызывал по отношении к себе неприязнь и ненависть. В нём не было пушкинской лёгкости, весёлости. Свою непохожесть на других он ощутил ещё с детства, поэтому тема одиночества всегда присутствовала в его лирике. Благородный, язвительный, наделенный могучими страстями, Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым: Гляжу на будущность с боязнью, //Гляжу на с тоской // И, как преступник перед казнью, // Ищу кругом души родной…
Вспомним стихотворение «Парус» с его строчками: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…» Одинокий… Да, парус не мыслит жизни без борьбы, без поиска, без стремления к неизведанному, но он одинок.
В стихотворении «Утёс» («Ночевала тучка золотая / / На груди утёса-великана…) противопоставляется ветреная душа тучки и одинокая душа утёса, жаждущая любви и нежности.
В стих-и «Листок» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой…») звучит мотив отрыва от родной почвы, от родины, от корней. В этом причина одиночества многих. И Лермонтов в этом стихотворении рассматривает тему одиночества с этой стороны.
В известных строчках стих-я: «Выхожу один я на дорогу…» лирический герой опять один. Дорога – это жизненный путь. И путник-человек, одинокий в этом мире. Лирический герой ощущает торжественность мироздания. Он творец, упивающийся единением со звёздами, воспаряющий в высоты духа. Но риторические вопросы: «Что же мне так больно и так трудно? // Жду ль чего? жалею ли о чем?» - создают тревожный, неспокойный ритм. Герой на распутье. В то же время здесь звучит мотив утраты иллюзий. Герой стар душой, как и Утёс. Но, в отличие от Утёса, он не ищет родной души в этом мире. Он ищет счастья в свободе и покое. Как тут не вспомнить пушкинское: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» Сон души герой не воспринимает, он мечтает о сне, несущем вдохновение, энергию.
Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще в 40-е годы, после поражения декабристов, — все это было истинной трагедией для Лермонтова. Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют творчество Лермонтова.
Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Толпа не понимает и не признает дар гения. И тогда возникает "Пророк" как продолжение пушкинской темы в новое время: «С тех пор, как вечный судия // Мне дал всеведенье пророка, //В очах людей читаю я // Страницы злобы и порока.» Это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. "Пророк" — последняя капля в чаше его страданий. И если пушкинское последнее стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный… " устремлено в будущее, то лермонтовский "Пророк" полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк — вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, // Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей.