Вашему вниманию предлагаются два текста, представляющие собой рассказы детей о войне. Вам предстоит провести небольшое исследование: определить сходство и различие двух текстов. Чтобы решить поставленную задачу вам необходимо будет проанализировать предлагаемые тексты.
А
…Девочка я ленинградская… Из Ленинграда нас вывезли на Урал, в город Карпинск. Вывезли всю нашу школу. В Карпинске мы сразу бросились в парк, мы не гуляли в парке, мы его ели. Особенно любили лиственницу, ее пушистые иголочки – это такая вкуснятина! У маленьких сосенок объедали молодые побеги, щипали траву. С блокады я знаю всю съедобную траву, в карпинском парке было много кислицы, так называемой заячьей капусты. Это сорок второй год, на Урале тоже голодно было. А в детдоме у нас только ленинградские дети, который нельзя было кормить, нас долго не могли накормить.
Не помню, кто первый в детдоме увидел… немцев. Когда я увидела первого пленного, то я уж знала, что работают они за городом на угольных копях. До сегодняшнего дня не понимаю, почему они прибегали к нашему детдому, именно к ленинградскому?
Когда я его увидела, он ничего не говорил. У нас только кончился обед, и я, видно, еще пахла обедом. Он стоял возле меня, нюхал воздух, и у него непроизвольно двигалась челюсть, она как-будто что-то жевала, а он пробовал держать ее руками. Останавливать. А она двигалась и двигалась. Я совершенно не могла видеть голодного человека. Не могла на него смотреть. У нас у всех это было как болезнь. Побежала и позвала девочек, у кого-то остался кусочек хлеба, мы отдали ему этот кусочек хлеба.
Он ничего не говорил, только благодарил:
- Данке шен… Данке шен…
Мы уже знали, когда они приходили, один или два человека. Выбегали с тем, у кого что находилось. Когда я дежурила на кухне, я оставляла им весь свой дневной кусочек хлеба; вечером выскребывала кастрюли. Все девочки что-нибудь им оставляли, а оставляли ли мальчики, не помню. Мальчишки наши были постоянно голодные, им все время не хватало еды. Воспитательницы нас ругали, потому что, у девочек случались голодные обмороки, но мы тайком все равно оставляли еду для этих пленных.
В сорок третьем они уже к нам не приходили, в сорок третьем стало легче. Урал уже не так голодал. В детдоме был настоящий хлеб, давали вдоволь каши. Но я до сих пор не могу видеть голодного человека. Не давно в программе «Время» показывали голодных… беженцев… Как они стоят в очереди, голодные, с мисочками… Я выбежала в другую комнату, со мной началась истерика.
Первый год в Карпинске мы не замечали природу, все, что было природой, вызывало в нас одно желание – попробовать: съедобное ли оно? И только через год я увидела, какая красивая уральская природа. Какие дикие ели, высокие травы, целые леса черемухи. Какие там закаты! Я стала рисовать. Красок не было, рисовала карандашом. Рисовала открытки, мы посылали их своим родителям в Ленинград. Больше всего любила рисовать черемуху. Карпинск пах черемухой. Он, мне кажется, и сейчас так пахнет.
Уже который год преследует желание – съездить туда. Невероятно хочется увидеть: стоит ли наш детдом – здание было деревянное? Уцелел ли в новой жизни? Там уже трамвай пустили…
Б
… Папа наш партизанам, а когда нас освободили, ушел на фронт. Уже без него мне шили первое платье за войну. Сшила мне его мама из портянок, они были белые, их покрасили чернилами. На один рукав чернил не хватило. А мне хотелось показать подружкам новое платье. И я стала в калитке боком, то есть хороший рукав показала, а плохой прятала к дому. Мне казалось, что я такая нарядная, такая красивая!
В школе впереди меня сидела девочка Аня. У нее погибли отец с матерью. Они жили с бабушкой. Они были беженцы, из-под Смоленска. Школа ей купила пальто, валенки и блестящие галоши. Учительница принесла и положила все это ей на парту. А мы сидели притихшие, потому что ни у кого из нас не было ни таких валенок, ни такого пальто. Мы завидовали. Кто-то из мальчишек толкнул Аню и сказал: «Повезло как!» она сидела, сидела, а потом заплакала. Плакала навзрыд все четыре урока.
Когда вернулся с фронта отец, все пришли смотреть на нашего папу… И на нас, потому что к нам вернулся папа. Первой пришла эта девочка…
Вопросы по тексту.
К тексту А:
а) Перечитайте строки: «Особенно любим лиственницу…» Что говорят они о блокадной жизни?
б)Как вы думаете, почему ленинградская девочка « совершенно не могла видеть голодного человека»?
в) Понятно ли вам, почему ленинградские девочки подкармливали голодных пленных? Разделяете ли вы их позицию?
К тексту Б:
а) Что такое портянки? Из какого материала обычно их делают? Почему так запечатлелось в памяти рассказчицы воспоминания именно о том, из чего было сшито платье?
б) Почему дети завидовали Ане?
К обоим текстам:
а) Каким, судя по воспоминаниям, воспринимают рассказчицы свое военное детство?
б) Сформулируй основную идею каждого текста.
в) Какие ассоциации со словом Детство могли бы быть у детей из книги Алексиевич? Какие испытания пришлось пережить этим детям?
Сегодня мы проведем исследование по сравнению двух текстов, в которых дети рассказывают о своих воспоминаниях о войне. Для решения задачи нам потребуется внимательно проанализировать представленные тексты и ответить на ряд вопросов.
Начнем с текста А. В нем девочка из Ленинграда рассказывает о периоде блокады. В этом участке текста она говорит о том, как они с друзьями вместо прогулок в парке ели его. Любимым лакомством для них стали пушистые иголочки лиственницы. Автор упоминает, что они изучили съедобные травы блокадного времени и нашли в парке много заячьей капусты. Она также упоминает, что детям в детдоме не давали достаточно пищи. Затем она рассказывает о приходе немецких пленных в их детдом и о том, как дети совершенно не могли видеть голодного человека. Автороздавала девочек и вместе они отдавали свою еду пленным. Она заканчивает свой рассказ тем, что сейчас она, взрослая, все еще испытывает страх перед голодом и голодными людьми, и что она мечтает вернуться в свой родной Ленинград и увидеть, как изменилось место, где они жили во время блокады.
Теперь перейдем к тексту Б. Рассказчица вспоминает период, когда ее отец ушел на фронт, и ей пришлось справляться со многими трудностями без него. Она упоминает, что ее первое платье было сшито из портянок, которые покрасили чернилами, но на одном из рукавов не хватило чернил. Для нее это оказалось очень важным событием, потому что платье было особым, она хотела показывать его подружкам, но одновременно старалась скрывать недостаток - непокрашенный рукав. Рассказчица также рассказывает о девочке Ане, которая была беженцем и которой школа подарила валенки и пальто. Остальные дети завидовали ей и это вызвало у Ани слезы. В конце рассказа рассказчица описывает момент, когда ее отец вернулся с фронта, и все пришли смотреть на него и на ее семью.
Перейдем к вопросам по текстам:
Текст А:
а) В данной части текста автор описывает, что в период блокады они голодали и ели траву в парке. Блокада была очень тяжелым временем, когда люди не имели достаточно пищи, поэтому они вынуждены были искать еду в непривычных местах.
б) Ленинградская девочка не могла видеть голодного человека, потому что она была очень чувствительна к этому виду страданий. Трудно видеть голодного человека, когда самому не хватает еды и страдания собственного опыта все еще слишком свежи.
в) Ленинградские девочки подкармливали голодных пленных, потому что они сами знали, каково это голодать и страдать от недостатка пищи. Они испытывали сопереживание к этим людям, которые также страдали от голода. Позиция девочек можно понять и разделить, ведь во время войны эмпатия и поддержка других становятся особенно важными.
Текст Б:
а) Портянки - это предметы одежды, обычно изготавливаемые из ненужной ткани или материала. Обычно они делаются из старых покрывал или подушек. Для рассказчицы важно, что ее первое платье было сделано из такого материала, потому что это свидетельствует о трудностях времени войны и нехватке нормальных материалов для пошива одежды.
б) Дети завидовали Ане, потому что у нее были новые валенки, пальто и блестящие галоши, а у остальных детей не бы