В 1880 году В. Васнецов получает заказ от мецената Саввы Мамонтова на написание трех картин для украшения вокзала Донецкой железной дороги. Художник, чье творчество неразрывно с былинами, легендами и сказками, и в этот раз остановил выбор на сказочных сюжетах. Вскоре были готовы картины «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами» и «Три царицы подземного царства».
Картина «Три царицы…» была написана последней и предназначалась для украшения кабинета Правления железной дороги. По замыслу мастера, картина должна была стать олицетворением несметных богатств, хранимых в земле Донбасса. Воплощением этих сокровищ стали героини народной сказки – подземные царевны. По сказке их было всего две – царевны Золота и Драгоценных камней. Но в угоду промышленникам художником была написана и третья – Угольная царевна.
Три девушки, сияющие ослепительной красотой лица и нарядов, и стали главными персонажами картины. В центре изображена царевна Драгоценный камней. Величественная и гордая, она стоит с высоко поднятой головой, демонстрируя свое благородное происхождение. Несказанно красив ее наряд: расшитое причудливым орнаментом дорогое платье приковывает взгляд, завораживая изумрудными, розоватыми, бирюзовыми, красными и желтыми переливами драгоценных камней, составляющих узор. Тяжелые бусы на груди и венец из самоцветов на голове дополняют образ хранительницы подземного клада. Ее лицо красотой не уступает притягательности камней: алые губы, горящий румянец и соболиные брови – истинная царевна.
Слева от царицы Драгоценный камней стоит столь же величественная царевна Золота, которую легко узнать по сверкающему золотому одеянию. Замысловатый узор золоченой ткани дополняется россыпью самоцветов, украшающих рукава, пуговицы и подол платья. Сияет блеском драгоценных камней и корона-кокошник на царственной голове, и бусы на шее царицы. Но красивое лицо ее грустно и печально, тоска скрывается в ее опущенных глазах.
Несколько в стороне от величественных сестер зритель увидит робкую Угольную царевну. В ее наряде нет вычурности и пышной царственности, как нет и надменности в ее лице. Скромное, но изысканное черное парчовое платье, красивые черные волосы, свободно ниспадающие на плечи, открытые, бессильно опущенные руки, печаль на белоснежном лице – такой создал Васнецов младшую из царевен. Выделяющаяся на фоне сестер своей простотой и скромностью, она кажется более милой, родной, близкой и человечной.
Прекрасные царевны опечалены. И причину их грусти можно увидеть здесь же, на полотне. В правом нижнем углу художник написал двух братьев Ивана-царевича, героя сказки, вдохновившей художника на создание картины. По сюжету, царевичи предали брата: похитив подземных красавиц и вызволив свою матушку, они перерезали веревку и оставили его погибать под землей. В их руках можно увидеть и веревку, и нож, которым она была обрезана. Оба брата показаны в момент, когда они, пораженные красотой и статью царевен, в оцепенении склонились пред ними в земном поклоне.
Монументальности придает картине и красное закатное небо, и глыбы черных скал. Контрастное сочетание неба и земли, на пересечении которых показаны похищенные девушки, подчеркивает их тревогу и волнение.
Несмотря на красоту полотна, железнодорожники отказались выкупать картину, сославшись на чуждый промышленности сказочный сюжет. В итоге работа великого художника была приобретена коллекционером и меценатом И. Терещенко.
В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.
Русские былины насчитывают десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Василий Буслаев, и Садко-купец, и Михайло Данилович. Богатыри отличаются происхождением, нравом, поведением, но все они выражают народные представления о том, каким должен быть человек.
Герои былин — могучие богатыри — воплощают в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Самые известные среди них — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Могучей силой, бесстрашием, отвагой и самоотверженной преданностью родине отличается старший богатырь — крестьянский сын Илья Муромец. Мудрость, благородство помыслов и поступков, дальновидность и предусмотрительность — у Добрыни Никитича. Самый младший богатырь — Алеша Попович — смелый, хитрый и хвастливый, но в бою не уступает своим старшим собратьям.
Для былин характерны гиперболы — преувеличения ярче показать богатырей и их подвиги.
Сила богатырей многократно преувеличивается: Илья Муромец легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов (это около 1440 кг), одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов. Богатырей отличает огромная физическая сила: они едят и пьют как существа необыкновенные, они бьются-рубятся с врагами «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Конечно, такого не может быть.
Микула Селянинович, крестьянин-богатырь, одной рукой легко выдергивает из земли сошку, которую не могла сдвинуть с места вся дружина
князя Вольги. Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, и песня его слышна в Царьграде. Богатырский конь Ильи скачет « выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Богатыри в боях сталкиваются с несметными полчищами врагов, которые «серому волку в три дня не обскакать», «черному ворону в день не облететь».
На протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри».
2 вариант
Героический эпос создавался на основе исторических преданий, мифов, сказок, песен и других произведений устного народного творчества. К героическому эпосу относятся и былины, в которых главными героями выступают богатыри. Как правило, это выходцы из народа, простые трудовые люди, которые ведут борьбу против зла и обладают сверхъестественной силой.
Одни из самых известных героев многих былин — Илья Муромец и Микула Селянинович. С Ильей Муромцем мы знакомимся в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Богатырь выступает олицетворением народного идеала воина- защитника. Он смелый, преданный, неподкупный, обладает нечеловеческой силой. Возле города Чернигова, мимо которого держит путь Илья Муромец, стоят войска вражеские («нагнано-то силушки черным-черно...»):
Так пехотою никто тут не прохаживает,
На добром коне никто тут не проезживает...
А богатырь выходит сам против «силушки великой» и побеждает всех. Жители Чернигова прославляют его, просят остаться у них воеводою. Илья Муромец чтит христианскую веру, из былины можно сделать вывод, что он глубоко верующий человек:
Он стоял заутреню во Муроме,
Айк обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев-град...
Как и Илья Муромец, Микула Селянинович — представитель простого народа, оратай. В его внешности воплощено народное представление о красоте:
А у оратая кудри качаются —
Как скатен жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя...
Как и Илья, Микула наделен сверхъестественной силой.
Образы богатырей из русских былин впечатляют нас. Это мужественные люди, сильные и телом и духом, настоящие герои.
В 1880 году В. Васнецов получает заказ от мецената Саввы Мамонтова на написание трех картин для украшения вокзала Донецкой железной дороги. Художник, чье творчество неразрывно с былинами, легендами и сказками, и в этот раз остановил выбор на сказочных сюжетах. Вскоре были готовы картины «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами» и «Три царицы подземного царства».
Картина «Три царицы…» была написана последней и предназначалась для украшения кабинета Правления железной дороги. По замыслу мастера, картина должна была стать олицетворением несметных богатств, хранимых в земле Донбасса. Воплощением этих сокровищ стали героини народной сказки – подземные царевны. По сказке их было всего две – царевны Золота и Драгоценных камней. Но в угоду промышленникам художником была написана и третья – Угольная царевна.
Три девушки, сияющие ослепительной красотой лица и нарядов, и стали главными персонажами картины. В центре изображена царевна Драгоценный камней. Величественная и гордая, она стоит с высоко поднятой головой, демонстрируя свое благородное происхождение. Несказанно красив ее наряд: расшитое причудливым орнаментом дорогое платье приковывает взгляд, завораживая изумрудными, розоватыми, бирюзовыми, красными и желтыми переливами драгоценных камней, составляющих узор. Тяжелые бусы на груди и венец из самоцветов на голове дополняют образ хранительницы подземного клада. Ее лицо красотой не уступает притягательности камней: алые губы, горящий румянец и соболиные брови – истинная царевна.
Слева от царицы Драгоценный камней стоит столь же величественная царевна Золота, которую легко узнать по сверкающему золотому одеянию. Замысловатый узор золоченой ткани дополняется россыпью самоцветов, украшающих рукава, пуговицы и подол платья. Сияет блеском драгоценных камней и корона-кокошник на царственной голове, и бусы на шее царицы. Но красивое лицо ее грустно и печально, тоска скрывается в ее опущенных глазах.
Несколько в стороне от величественных сестер зритель увидит робкую Угольную царевну. В ее наряде нет вычурности и пышной царственности, как нет и надменности в ее лице. Скромное, но изысканное черное парчовое платье, красивые черные волосы, свободно ниспадающие на плечи, открытые, бессильно опущенные руки, печаль на белоснежном лице – такой создал Васнецов младшую из царевен. Выделяющаяся на фоне сестер своей простотой и скромностью, она кажется более милой, родной, близкой и человечной.
Прекрасные царевны опечалены. И причину их грусти можно увидеть здесь же, на полотне. В правом нижнем углу художник написал двух братьев Ивана-царевича, героя сказки, вдохновившей художника на создание картины. По сюжету, царевичи предали брата: похитив подземных красавиц и вызволив свою матушку, они перерезали веревку и оставили его погибать под землей. В их руках можно увидеть и веревку, и нож, которым она была обрезана. Оба брата показаны в момент, когда они, пораженные красотой и статью царевен, в оцепенении склонились пред ними в земном поклоне.
Монументальности придает картине и красное закатное небо, и глыбы черных скал. Контрастное сочетание неба и земли, на пересечении которых показаны похищенные девушки, подчеркивает их тревогу и волнение.
Несмотря на красоту полотна, железнодорожники отказались выкупать картину, сославшись на чуждый промышленности сказочный сюжет. В итоге работа великого художника была приобретена коллекционером и меценатом И. Терещенко.
Русские былины насчитывают десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Василий Буслаев, и Садко-купец, и Михайло Данилович. Богатыри отличаются происхождением, нравом, поведением, но все они выражают народные представления о том, каким должен быть человек.
Герои былин — могучие богатыри — воплощают в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Самые известные среди них — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Могучей силой, бесстрашием, отвагой и самоотверженной преданностью родине отличается старший богатырь — крестьянский сын Илья Муромец. Мудрость, благородство помыслов и поступков, дальновидность и предусмотрительность — у Добрыни Никитича. Самый младший богатырь — Алеша Попович — смелый, хитрый и хвастливый, но в бою не уступает своим старшим собратьям.
Для былин характерны гиперболы — преувеличения ярче показать богатырей и их подвиги.
Сила богатырей многократно преувеличивается: Илья Муромец легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов (это около 1440 кг), одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов. Богатырей отличает огромная физическая сила: они едят и пьют как существа необыкновенные, они бьются-рубятся с врагами «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Конечно, такого не может быть.
Микула Селянинович, крестьянин-богатырь, одной рукой легко выдергивает из земли сошку, которую не могла сдвинуть с места вся дружина
князя Вольги. Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, и песня его слышна в Царьграде. Богатырский конь Ильи скачет « выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Богатыри в боях сталкиваются с несметными полчищами врагов, которые «серому волку в три дня не обскакать», «черному ворону в день не облететь».
На протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри».
2 вариант
Героический эпос создавался на основе исторических преданий, мифов, сказок, песен и других произведений устного народного творчества. К героическому эпосу относятся и былины, в которых главными героями выступают богатыри. Как правило, это выходцы из народа, простые трудовые люди, которые ведут борьбу против зла и обладают сверхъестественной силой.
Одни из самых известных героев многих былин — Илья Муромец и Микула Селянинович. С Ильей Муромцем мы знакомимся в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Богатырь выступает олицетворением народного идеала воина- защитника. Он смелый, преданный, неподкупный, обладает нечеловеческой силой. Возле города Чернигова, мимо которого держит путь Илья Муромец, стоят войска вражеские («нагнано-то силушки черным-черно...»):
Так пехотою никто тут не прохаживает,
На добром коне никто тут не проезживает...
А богатырь выходит сам против «силушки великой» и побеждает всех. Жители Чернигова прославляют его, просят остаться у них воеводою. Илья Муромец чтит христианскую веру, из былины можно сделать вывод, что он глубоко верующий человек:
Он стоял заутреню во Муроме,
Айк обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев-град...
Как и Илья Муромец, Микула Селянинович — представитель простого народа, оратай. В его внешности воплощено народное представление о красоте:
А у оратая кудри качаются —
Как скатен жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя...
Как и Илья, Микула наделен сверхъестественной силой.
Образы богатырей из русских былин впечатляют нас. Это мужественные люди, сильные и телом и духом, настоящие герои.