В русском сентиментализме героями-антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик-крепостник. Представители демократического течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчеркивают их нравственное превосходство над крепостниками. В их произведениях чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жестокость помещиков. Сентименталисты-демократы не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету. Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно — от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из ее проявлений может быть суровое возмездие своим обидчикам.
В раннем детстве мы свято верили, что все зло живет в сказках. Сосредоточением его был серый волк, охотящийся за козлятами, поросятами и пугающий Красную шапочку. Позже мы познакомились с антро или истинно человеческими злыми персонажами: Кощей, Баба-Яга, колдуны и ведьмы, мачехи и разбойники. Готовясь в школу, мы уже вполне осознавали, что зла в мире людей намного больше, чем в дикой природе.
Да, хищники существуют. Их множество среди фауны и флоры. Но это не зло, а процесс стабилизации: не будь хищников, мир бы переполнился травоядными, по большей части больными и слабыми. Такое «зло» в мире природы – необходимый элемент равновесия.
Когда-то давно, в ту пору как человек осознавал себя частью природы, люди тоже брали от мира только необходимое: охотились, чтобы поесть, собирали хворост, а не валили деревья для костра, возделывали плоды для прокорма в холодный сезон, а не для продажи. Принимали стихию за гнев Богов, стремясь понять и исправить свои ошибки.
Сегодня все изменилось. Венец творения вершит зло везде, куда дотягиваются руки и разум: вырубаются леса, истощаются ресурсы, загрязняются воздух и вода. Идут войны - государства не в состоянии урегулировать социальные и политические проблемы. Мир людей сочится злом. Но самое страшное то, что человеческие пороки умеют прятаться под маской добра. Так под лозунгом «за натуральность!» вырубаются леса для производства мебели, стройматериалов, бумаги. Но современные технологии давно позволяют заменить дерево. Под эгидой «мир во всем мире!» миротворческие войска стреляют в мирное население в зоне национального конфликта. Провозглашая себя «педагогами нового времени», взрослые применяют недопустимое психологическое и физическое давление на детей. А «лучшие друзья» безжалостно пользуются добротой вашей души.
В историю человечества вписаны сотни, тысячи страниц агрессии, лжи, жадности, попустительства. Но уроки забываются. Нерадивого ученика ждет два варианта: либо мы изживем себя как вид, спровоцировав мировую войну, либо природа погубит нас в горниле экологической катастрофы. Нам нужно выполнять лишь одну Великую заповедь: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Этим ближним будет сосед, земляк, дерево у дома, речка… Начните любить – зла в мире станет меньше.
В раннем детстве мы свято верили, что все зло живет в сказках. Сосредоточением его был серый волк, охотящийся за козлятами, поросятами и пугающий Красную шапочку. Позже мы познакомились с антро или истинно человеческими злыми персонажами: Кощей, Баба-Яга, колдуны и ведьмы, мачехи и разбойники. Готовясь в школу, мы уже вполне осознавали, что зла в мире людей намного больше, чем в дикой природе.
Да, хищники существуют. Их множество среди фауны и флоры. Но это не зло, а процесс стабилизации: не будь хищников, мир бы переполнился травоядными, по большей части больными и слабыми. Такое «зло» в мире природы – необходимый элемент равновесия.
Когда-то давно, в ту пору как человек осознавал себя частью природы, люди тоже брали от мира только необходимое: охотились, чтобы поесть, собирали хворост, а не валили деревья для костра, возделывали плоды для прокорма в холодный сезон, а не для продажи. Принимали стихию за гнев Богов, стремясь понять и исправить свои ошибки.
Сегодня все изменилось. Венец творения вершит зло везде, куда дотягиваются руки и разум: вырубаются леса, истощаются ресурсы, загрязняются воздух и вода. Идут войны - государства не в состоянии урегулировать социальные и политические проблемы. Мир людей сочится злом. Но самое страшное то, что человеческие пороки умеют прятаться под маской добра. Так под лозунгом «за натуральность!» вырубаются леса для производства мебели, стройматериалов, бумаги. Но современные технологии давно позволяют заменить дерево. Под эгидой «мир во всем мире!» миротворческие войска стреляют в мирное население в зоне национального конфликта. Провозглашая себя «педагогами нового времени», взрослые применяют недопустимое психологическое и физическое давление на детей. А «лучшие друзья» безжалостно пользуются добротой вашей души.
В историю человечества вписаны сотни, тысячи страниц агрессии, лжи, жадности, попустительства. Но уроки забываются. Нерадивого ученика ждет два варианта: либо мы изживем себя как вид, спровоцировав мировую войну, либо природа погубит нас в горниле экологической катастрофы. Нам нужно выполнять лишь одну Великую заповедь: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Этим ближним будет сосед, земляк, дерево у дома, речка… Начните любить – зла в мире станет меньше.