Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры. Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково... ”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.
Не в царстве, даже не в государстве, а у нас в школе учился ученик по фамилии Петров. Был он очень умным мальчиком: много читал, хорошо знал счет. Одна беда - был он большим зазнайкой и не считался ни с чьим мнением, даже учителя перебивал. Надоело учителю такое отношение, и он предложил Петрову поменяться с ним местами: "Раз ты такой умный и всё знаешь, давай ты теперь будешь нас учить". "Наконец!" - сказал Петров, поспешив занять место учителя. "Я самый умный, сейчас научу вас всех уму-разуму" - добавил он. И тут произошло диво-дивное. Превратился он в мудрую сову, а вокруг него бегали глупые куры. Как не рассказывал он им о правилах правописания русского языка, как не учил премудростям счета, ничего они слушать не хотели, лишь иногда кудахтая:"Без тебя знаем". "Тяжело быть учителем, когда тебя никто не уважает и даже не хочет слушать" - расплакался Петров. И вот опять произошло чудо: Петров стал обычным мальчиком, а перед ним сидели его одноклассники и учитель. "Извините, меня. Я больше не буду" - сказал Петров учителю. Может приснилось или почудилось это Петрову, но с тех пор он перестал зазнаваться и стал уважать своего учителя и точку зрения других людей.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково... ”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.
"Наконец!" - сказал Петров, поспешив занять место учителя. "Я самый умный, сейчас научу вас всех уму-разуму" - добавил он. И тут произошло диво-дивное. Превратился он в мудрую сову, а вокруг него бегали глупые куры. Как не рассказывал он им о правилах правописания русского языка, как не учил премудростям счета, ничего они слушать не хотели, лишь иногда кудахтая:"Без тебя знаем".
"Тяжело быть учителем, когда тебя никто не уважает и даже не хочет слушать" - расплакался Петров. И вот опять произошло чудо: Петров стал обычным мальчиком, а перед ним сидели его одноклассники и учитель. "Извините, меня. Я больше не буду" - сказал Петров учителю.
Может приснилось или почудилось это Петрову, но с тех пор он перестал зазнаваться и стал уважать своего учителя и точку зрения других людей.