Хорошие поступки однажды вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. друзья васе проникнуть внутрь через высокое окно. но увидев, что в часовне ещё кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив васю на произвол судьбы. оказывается, там дети тыбурция: девятилетний валек и четырёхлетняя маруся. вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. чтобы как-то развлечь больную девочку, вася решается попросить на время у сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. соня соглашается маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше. маруся похоронена на старом кладбище возле обвалившейся часовни. вася с сестрой ухаживают за ее могилкой. иногда они приходят на кладбище вместе с отцом. когда же васе и соне приходит время оставить родной город, над этой могилкой произносят они свои обеты.
Стихотворение "Русь бесприютная" является средней частью триптиха, две другие части - "Русь уходящая" и "Русь советская". Стихотворение написано Сергеем Есениным в 1924 году, т.е незадолго до смерти. И в нем особенно остро звучит его боль - боль от созерцания действительности. "Проснулась боль в угасшем скандалисте", - пишет поэт. Есенин, принявший революцию 1917 года как начало перемен к лучшему, теперь вынужден констатировать, что вокруг очень много плохого. Все стало с ног на голову. Крестьяне забыли Бога, для них теперь Бог - Карл Маркс. И даже священнослужители хвастаются кровопролитием, забыв божьи законы. Есенин с надрывом восклицает: "Россия-мать! Прости меня, прости! Но эту дикость, подлую и злую, я на своем недлительном пути не приголублю и не поцелую". Поэт категорически не приемлет того, что происходит вокруг. Но главные герои стихотворения не предавшие свои убеждения дьячки и монахи. В самом названии "Русь бесприютная" проявилась тема стихотворения. Есенин посвящает его беспризорникам, жертвам революции и гражданской войны. Он сравнивает их историю с историей Оливера Твиста. Это - потерянные судьбы, потерянные личности. Есенин признает, что и он один из них, этих худых и голодных мальчишек. И сокрушается, что в них гибнут будущие пушкины, лермонтовы, кольцовы и некрасовы - гибнет будущее нации. И вину за это Есенин берет на себя, он тоже просит прощения у этих детей, берет их под свое покровительство: "Я только им пою, ночующим в котлах,пою для них, кто спит порой в сортире. О, пусть они хотя б прочтут в стихах, что есть за них обиженные в мире". В этом стихотворении Есенин еще раз подтверждает, что он - поэт народный.
Есенин, принявший революцию 1917 года как начало перемен к лучшему, теперь вынужден констатировать, что вокруг очень много плохого. Все стало с ног на голову. Крестьяне забыли Бога, для них теперь Бог - Карл Маркс. И даже священнослужители хвастаются кровопролитием, забыв божьи законы. Есенин с надрывом восклицает: "Россия-мать! Прости меня, прости! Но эту дикость, подлую и злую, я на своем недлительном пути не приголублю
и не поцелую". Поэт категорически не приемлет того, что происходит вокруг. Но главные герои стихотворения не предавшие свои убеждения дьячки и монахи. В самом названии "Русь бесприютная" проявилась тема стихотворения. Есенин посвящает его беспризорникам, жертвам революции и гражданской войны. Он сравнивает их историю с историей Оливера Твиста. Это - потерянные судьбы, потерянные личности. Есенин признает, что и он один из них, этих худых и голодных мальчишек. И сокрушается, что в них гибнут будущие пушкины, лермонтовы, кольцовы и некрасовы - гибнет будущее нации. И вину за это Есенин берет на себя, он тоже просит прощения у этих детей, берет их под свое покровительство: "Я только им пою, ночующим в котлах,пою для них, кто спит порой в сортире. О, пусть они хотя б прочтут в стихах, что есть за них обиженные в мире". В этом стихотворении Есенин еще раз подтверждает, что он - поэт народный.