Вдеревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. в одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. в райцентре, из-за того, что раньше он не отлучался из дома, возникла сильная тоска по дому и по семье. на мальчика возлагалась большая ответственность, он должен был хорошо учиться, стать грамотным. несмотря на то, что ему было плохо и горько жить среди чужих людей, он сильно любил свою семью и мать особенно. в это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мама наперекор всем несчастьям, собрала и отправила сына учиться. он не хотел подводить мать и не убежал в деревню, претерпевая все трудности. от робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное - от дикой тоски по дому ни с кем из он не сошёлся. их к нему тоже не тянуло. но нужда заставила мальчика научиться играть в «чику» . получив выигранные деньги, он покупал на базаре баночку молока. досыта всё равно не наедался, но из-за малокровия ему нужно было пить молоко, поэтому он и играл на деньги. в школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. лидия михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. но она, по праву классного руководителя, внимательней относилась к ученикам, чем остальные учителя. а когда узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. у неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. учительница приходила его к себе домой, угощала ужином, но мальчик из гордости не ел, да и стеснялся . у лидии михайловны к этому парню было состраданье, она хоть немного хотела окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. она стала для него не только учительницей французского, но и другом, даже мамой, и игру в «замеряшки» придумала специально, чтобы дать возможность мальчику иметь свои деньги. директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, так и не разобрался по существу, что сподвигло учительницу на это. но женщина, уехав к себе на кубань, не забыла мальчика и прислала ему на школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. вот истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно лидия михайловна делала добро людям. я думаю, что мальчик это правильно понял и оценил, когда стал взрослым. а писатель надеется, что преподанные ему в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. кто может сократить
Маша Троекурова - 17-летняя красавица, возлюбленная Дубровского. Живя в семье самодура Троекурова, М. внутренне одинока, скрытна, имеет твердый характер. Единственная ее отрада – огромная библиотека, составленная из французских романов 18 века.
В детстве лучшим другом М. был Д. Но того оправили в Петербург учиться. Маша осталась одна. Конечно, много лет спустя она не могла заподозрить в выписанном учителе-французе Дефорже своего старого друга. Она вообще не замечала «слугу» до тех пор, пока тот хладнокровно не справился с медведем (одной из забав Троекурова). Затем Дефорж начал давать М. уроки музыки, чтобы найти путь к ее сердцу. На первом же свидании Дубровский открылся девушке. Но его вот-вот разоблачат, он должен бежать из дома Троекурова. М. становится возлюбленной благородного разбойника. Дубровский дает М. кольцо, которое она должна положить в дупло в случае опасности. Тогда Дубровский увезет М. из дома. Сосватанная за старика Верейского, девушка подает знак Дубровскому, но тот опаздывает. М. венчают с князем. Она дает клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского. М. жертвует своим счастьем ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой.
Прочитавшая много романов, Маша, конечно же, мечтала встретить настоящего героя. Именно таким ей показался «француз Дефорж» , приглашенный учителем к ее брату Саше. Когда Кирилла Петрович решил «француза» подвергнуть тому испытанию, которому он подвергал всех, впервые оказавшихся в его доме, - по его приказанию учителя вталкивают в комнату с разъяренным голодным медведем от когтей и зубов которого можно только в одном углу помещения, - «француз» , не растерявшись, стреляет и убивает зверя. Этот поступок производит впечатление на романтически настроенную девушку, заставляет ее присмотреться повнимательнее к учителю, который, кстати, вскоре начинает давать девушке уроки музыки. Так в душе Маши зарождается любовь, искренняя, сильная, одна на всю жизнь.
Эту любовь ничто не может сломить, даже признание учителя, что он Дубровский (а ведь Маша слышала о Владимире только самое плохое, иначе, чем разбойником, в доме отца его не называли) .
Дубровский, ради любимой девушки отказавшийся от мести Троекурову, обещает Маше ей в случае несчастья, но когда ей эта понадобилась, по роковому стечению обстоятельств знак опасности (кольцо, оставленное ей Дубровским) слишком поздно доходит до Владимира.
Дело в том, что Кирилла Петрович решил отдать свою дочь замуж за старого князя Верейского, считая, что счастье - в знатности и богатстве. Маша до последнего противится отцу, ждет, что вот-вот появится Дубровский и ее от этого брака, готова бежать с любимым вопреки воле родного отца.
Тяжело воспринимает Маша свое замужество. Против ее воли ее наряжают в свадебное платье, везут в церковь, венчают с Верейским. Дубровский появляется тогда, когда свадебная карета едет из церкви. Маша отказывается от предложенной поскольку она уже обвенчана. Именно в этом проявляется верность традициям русского воспитания. Девушка сызмальства знала, что ей предстоит выйти замуж, что народная мораль предписывает ей любить мужа до гробовой доски, что брак, освященный церковью, не может быть разрушен людьми. Она любит Дубровского, но бежать с ним теперь, когда князь стал ее мужем, она не может.